ЩЕДРИН

ЩЕДРИН
Феодосий Федорович  



1751, Петербург - 1825, там же



         Скульптор, яркий представитель русского классицизма Ф. Ф. Щедрин принадлежит к старшему поколению питомцев АХ. Он учился в скульптурном классе (1764-71) у Н.-Ф. Жилле, стажировался в Риме (1773- 75) и Париже (1775-85).

         Эволюция творчества Щедрина отражает основные этапы развития русского искусства конца XVIII - первой четверти XIX в. В раннем творчестве скульптора прослеживаются отголоски стиля русского барокко с его патетикой чувств и динамизмом форм (рельеф "Изяслав Мстиславович и воины", 1772; "Марсий", 1776). Чистая, спокойная гармония мраморных статуй - "Венера" (1792), "Диана" (1798) - воплощает совершенный женский идеал в стиле строгого классицизма. Греческие прототипы у Щедрина подчиняются его индивидуальному, светлому, одухотворенному мировосприятию.

         В начале XIX в. Щедрин участвует в преобразовании знаменитого скульптурного ансамбля петергофского Большого каскада. Его аллегорические фигуры "Персей", "Сирены", "Нева" (1800-05), взаимодействуя с мощными струями фонтанов, выражают идею триумфа жизненных сил природы.

         В эти же годы скульптор создает монументальные горельефы (рельеф "Несение креста на лобное место" для фасада Казанского собора в Петербурге, 1807); трудится и в области медальерной пластики (медаль "В честь открытия Полтавского монумента", 1811).

         С начала XIX в. Щедрин активно работает над проблемами синтеза архитектуры со скульптурой в стиле высокого классицизма. Для грандиозного ансамбля Адмиралтейства в Петербурге он выполняет в 1812-13 гг. три фигуры античных воинов, две группы "Нимфы, поддерживающие небесную сферу" по сторонам центрального арочного проема, шесть аллегорических статуй небесных стихий для колоннады центральной башни, маски для замковых камней над окнами. Величественные скульптурные группы доминируют в пространстве архитектурного ансамбля, прославляющего могущество России - морской державы. В атлетических фигурах античных героев Ахилла, Аякса, Пирра, в изваяниях нимф, торжественно возносящих небесную сферу, скульптор достигает редкой для искусства первой четверти XIX в. масштабности и многозначности замысла. Понимание задач классицизма Щедриным было близко художественному мышлению архитектора А. Д. Захарова, автора проекта Адмиралтейства. Свободное преломление античных канонов, естественная красота ритма, соразмерность мощных пропорций скульптурного убранства здания удивительно точно соответствуют замыслу зодчего.

         Ясные и содержательные пластические образы Щедрина сыграли значительную роль в последующем развитии русской скульптуры, его философское постижение духовных задач искусства повлияло на многих современников. Помимо творческой работы, Щедрин более тридцати лет занимался преподаванием: с 1794 г. он - академик, затем профессор АХ, с 1818-го - ректор.


ЩЕДРИН
Диана. 1798. Мрамор


ЩЕДРИН
Нимфы, поддерживающие небесную сферу. Скульптурная группа у центральной башни Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. 1812-13. Пудостский камень


ЩЕДРИН
Венера. 1792. Мрамор