САПУНОВ
1880, Москва - 1912, Териоки (ныне Зеленогорск), близ Петербурга |
Весной 1907 г. в Москве на Мясницкой улице открылась художественная выставка под странно звучащей вывеской "Голубая роза". Организаторы и участники ее-в большинстве молодые живописцы, сдружившиеся в первые годы нового века в МУЖВЗ, - самим этим названием декларировали свой уход от изображения скучной реальности, к поискам некоей новой красоты, какой, вообще-то, и нет на свете (как не бывает роз голубого цвета). Одним из участников был Н. Н. Сапунов, учившийся с 1893 г. у И. И. Левитана и окончивший училище в 1901 г. с серебряной медалью. Он показал свои работы на темы "Балаганчика" А. А. Блока, уже поставленного в его декорациях Театром В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге (1906). "Идеальной постановкой маленькой феерии "Балаганчик" я обязан В. Э. Мейерхольду, М. А. Кузмину и Н. Н. Сапунову", - писал Блок. Как театральный художник в характерном для времени символистском репертуаре Сапунов уже выступал несколько раньше (неосуществленная
"Смерть Тентажиля" М. Метерлинка, вместе с С. Ю. Судейкиным, 1905; "Гедда Габлер" Г. Ибсена, 1906). Его театральные работы красочны, декоративны, художник превращает сцену в оживающую нарядную и сочную живопись ("Шарф Коломбины" А. Шницлера, "Голландка Лиза" М. А. Кузми-на, обе 1910, Дом интермедий в Петербурге). А в живописи Сапунов нередко театрален, зрелищен, недаром по мотивам собственных декораций он затем писал яркие картины. Среди его любимых живописных тем, дающих возможность развернуть нарядные феерии звучных и светлых, слегка выцветших, словно на гобелене, красок, были праздники и народные гулянья, карусели, маскарады ("Карусель", 1908; "Весна. Маскарад", 1912, и др.). В праздничное зрелище превращает его кисть и спокойный обряд чаепития ("Чаепитие", 1912).
Эскиз декораций к пантомиме А. Шницлера "Шарф Коломбины". 1910. Темпера Карусель. 1908. Темпера Натюрморт с вазой и цветами. 1910. Темпера |