РОДИОНОВ

РОДИОНОВ
Михаил Семенович  



1885, станица Михайловская, обл. Войска Донского - 1956, Москва



         Живописец и график, большой мастер литографии и рисунка, М. С. Родионов был художником строгим и скромным. Он чуждался всяких эффектов, подчеркивания индивидуальной манеры, и это отодвигало его талантливое и очень культурное творчество несколько в тень. Он учился в Москве, начал в студиях Ф. Рерберга и И. И. Машкова, затем в МУЖВЗ на живописном отделении (1908-10) и после перерыва-на скульптурном (1915-18). Близкую себе творческую среду Родионов нашел в начале 1920-х гг. среди художников, создавших общество "Маковец" и стремившихся к глубокой одухотворенности искусства. В очень простых натурных зарисовках углем среднерусской природы или городской уличной жизни нащупывался путь к передаче цельности впечатления, связывающего скромный мотив с душевным состоянием художника.

         В 1930-х гг. круг творческих интересов и занятий Родионова заметно расширяется. Еще в 1920-х гг. он начинает иллюстрировать книги, главным образом детские. А в 1934 г. для издательства "Academia" выполняет свою лучшую книжную работу - литографии к "Холстомеру" Л. Н, Толстого. Поэзия и драма жизни лошади, воображенная великим писателем, нашла в этих изящных, очень строгих и точных иллюстрациях, без всякого "очеловечивания" животных, поэтическое выражение. К Толстому Родионов обращался особенно охотно: он иллюстрировал для того же издательства "Войну и мир" (1935), позднее создал выразительные рисунки к "Кавказскому пленнику" (1950). В 1930-х гг. обращается художник и к стенописи, работая вместе с такими замечательными мастерами, как В. А. Фаворский и Л. А. Бруни, в Мастерской монументальной живописи. Его росписи украшали несколько павильонов довоенной Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. "Мне кажется, что разницы между станковым и монументал ьным искусством по существу нет", - говорил художник.

         Последней значительной работой Родионова, уже в 1940-х гг., была серия литографированных портретов деятелей культуры - художников В. Н. Бакшеева, Г. С. Верейского (оба 1944), М. С. Сарьяна (1945), архитектора В. А. Веснина, скульпторов И. М. Чайкова и С. Д. Меркурова (все 1945), актрис А. К. Тарасовой (1946) и С. В. Гиацинтовой (1947)и др.


РОДИОНОВ
Форзац к рассказу Л. Н. Толстого "Холстомер". 1934


РОДИОНОВ
Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого "Война и мир". 1937