Оценка творчества И. Е. Репина за прошедшие почти полтора столетия была столь же разной, сколь непохожи и неравноценны его картины. Не случайно исследователи называют не менее десяти манер, связанных с теми или иными художественными привязанностями мастера (от живописи XVII в. до импрессионизма). Репин, отзывчивый и прямолинейный по натуре, всегда живо откликался на актуальные темы современности, умел найти созвучные им интонации в историческом прошлом. Уже в начале 1870-х гг. к нему пришел первый успех, который ширился с каждой новой картиной и привел художника к безграничной славе;
редкая выставка передвижников, начиная с третьей, обходилась без его работ. Восторженная критика, щедрая на эпитеты, видела в нем "Самсона русской живописи", сравнивала его с Рембрандтом.
Детство Репина проходило в Харьковской губернии, его родители были военными поселенцами. Тринадцатилетним мальчиком он попал на выучку к иконописцу, а через три года уже самостоятельно выполнял заказы для церкви. В 1863 г. на заработанные деньги Репин приехал в Петербург и поступил в Рисовальную школу при ОПХ, в которой только что начал преподавать И. Н. Крамской. Дружеское общение с этим мастером, его эстетические взгляды имели значительное воздействие на молодого художника в ближайшие два десятилетия. Вскоре Репин стал учеником АХ, а в 1869 г. уже получил право писать выпускную программу. Пропустив этот год (конкурировал Г. И. Семирадский), он сделал свой главный творческий выбор: уехал на Волгу и начал работу над темой бурлаков. Еще не успев закончить картину, художник обрел известность в кругах, стоящих на позициях идейного реализма, и снискал покровительство знаменитого В. В. Стасова.
"Бурлаки на Волге" (1870-73) нарушили привычную границу между жанровой и исторической живописью. Репин, воспитанный на эстетических идеалах 1860-х гг. и одновременно прошедший академическую школу, показал пример того, как остросоциальный сюжет может без тенденциозности стать предметом большой картины. Мастерство молодого художника проявилось, в первую очередь, в композиции - классическом фризовом построении группы, напряженности главного движения, умелой организации больших форм. Выразительная психологическая характеристика каждого персонажа сообщает произведению качества "хоровой" картины (термин Стасова). Сопоставление тянущих свою лямку бурлаков с известной евангельской темой, а также с житейским понятием "нести свой крест" дополнено изящной метафорой: мачта, к которой крепится натягиваемый канат, нарочито развернута фронтально и в сочетании с отражением напоминает крест, к тому же увенчанный российским флагом.
В 1871 г. Репин получил большую золотую медаль за блестяще исполненную программу "Воскрешение дочери Иаира", по праву считающуюся одной из лучших за историю русской академической школы. На определенном этапе работы Репин отказался от построения картины "по правилам" и увидел сюжет как реальную сцену смерти близкого человека, наполнив евангельское событие собственными трагическими воспоминаниями. Композиционная идея программы изысканно лаконична: Христос, как бы сошедший с картины А. А. Иванова, приблизился к ложу девушки; свидетели, по-разному реагирующие на происходящее, погружены в полумрак рембрандтовского колорита; главное движение - из темной глубины к озарению, чуду, к светильникам у изголовья воскресающей. Такое ясно выраженное развитие действия из перспективной глубины по диагонали к переднему плану в целом характер ни для формального мышления раннего Репина. Итогом пенсионерской поездки в Париж стала картина "Садко", за которую художник после возвращения в 1876 г. получил звание академика. В эти же годы в его парижской мастерской начал заниматься В. А. Серов.
На протяжении своей долгой жизни Репин постоянно обращался к портретному жанру: он - создатель "подлинной нашей галереи предков". Его портреты, в целом близкие по стилю к работам В. Г. Перова и И. Н. Крамского, наделены новым качеством: герои Репина как бы вступают в диалог со зрителем, демонстрируя распространенное представление о себе. Так, вполне очевидна репрезентативная природа артистического взмаха рук А. Г. Рубинштейна (1887), пронзительного взгляда В. В. Стасова (1883), пирамидальной величественности баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), философской сосредоточенности мыслителя Л. Н. Толстого (1887).
"Животрепещущая действительность" развернута в монументальном полотне "Крестный ход в Курской губернии" (1880-83). Художника увлекает сложнейшая задача, обещающая богатейшие возможности для разработки множества типов, - движущаяся толпа. Идейный смысл картины - бездуховность совершаемого ритуала, превратившегося, вопреки христианским заповедям, в нарочитую демонстрацию сословных границ общества. Лживость происходящего подчеркнута пропитанным пылью пейзажем с торчащими пнями от свежесрубленных деревьев. Толпе противопоставлено порывистое движение самозабвенно религиозного, действительно "убогого" калеки-горбуна - одного из самых ярких среди найденных Репиным образов.
Волнующим вопросам современности была созвучна и картина "Не ждали" (1884) - центральная в цикле работ, посвященных революционному движению народников. Ее композиция, обнаруживающая генеалогическое родство с классическими решениями "возвращений" и "явлений", была восторженно воспринята художниками. Либерально-демократическое общество, критика особое внимание уделили образу вернувшегося из ссылки революционера, пытаясь найти в нем ответ на один из злободневных вопросов. К этому образу Репин возвращался несколько раз.
Выражение крайних эмоциональных переживаний человека, таких как безумие, раскаяние, горе, удивление, одержимость, всегда вызывало повышенный интерес Репина. Картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1880-91) посвящена смеху. Его ощущение создано новой, по сравнению с предыдущими репинскими композициями, организацией пространства. Раскатистый хохот, подобно волнам от брошенного в воду камня (рука писца над бумагой), нарастает в фигурах, расположенных вокруг стола, и постепенно затихает на периферии картины.
Найденную в "Запорожцах" композиционную формулу - сложное развитие концентрических форм с центральным узлом в фигуре пишущего - Репин позднее использовал в грандиозном по размаху и сложности полотне "Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения" (1903). Написанная при участии учеников - Б. М. Кустодиева и И. С. Куликова, картина помогла решению небывалой в русском искусстве задачи - созданию группового портрета более восьмидесяти человек. Выразительная серия эскизных портретов к картине была исполнена на том уровне мастерства, когда владение формой дает живописцу почти безграничную свободу кисти.
В начале 1890-х гг. наступает перелом в эстетических устремлениях мастера. Он отказывается от идейности в живописи, ратует за "чистое" искусство, что, как ни странно, отрицательно отразилось на самой репинской живописи: в целом качество его полотен заметно снизилось. Однако именно на эти годы приходится пик популярности художника: с 1894 по 1907 г. он руководил академической мастерской; с 1898 г. занимал должность ректора Высшего художественного училища при АХ; в 1901-м был награжден орденом Почетного легиона; избран членом нескольких европейских академий.
Последние десятилетия жизни Репина прошли в Финляндии. В усадьбе "Пенаты" он создал свой, во многом призрачный артистический мир. После 1917 г. он окончательно замкнулся в своем доме, не переставая помногу работать над излюбленными евангельскими сюжетами и жизнерадостной, яркой, близкой всему репинскому духу темой запорожской вольницы.
Бурлаки на Волге. 1870-73. Масло
Воскрешение дочери Иаира. 1871. Масло
Портрет П. М. Третьякова. 1883. Масло
Портрет художественного и музыкального критика В.В. Стасова. 1883. Масло
Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880-91. Масло
|