Всю свою жизнь А. А. Радаков совершенствовался в остроумнейшей и актуальнейшей области искусства - сатирической графике. Он создал огромное количество карикатур и шаржей для газет и журналов, плакатов и рисунков на злобу дня. Кроме того, сразу после Октябрьской революции он оформлял спектакли авангардистов в петроградском ГБДТ, в 1919 г. издавал веселый детский журнал "Галчонок", рисовал для созданного М. Горьким детского журнала "Северное сияние" и даже основал в Петрограде артистический кабачок "Петрушка", который сам и оформил.
Слава сатирика - рисовальщика и поэта - сопутствовала этому замечательному человеку, творчество которого связано и с Москвой, и с Ленинградом. Он учился в МУЖВЗ, а в 1905 г. закончил ЦУТР в Петербурге, затем продолжал свое обучение в мастерской художника Т. Стейнлена в Париже. Еще до революции 1917 г. он получил известность, сотрудничая в популярных российских журналах "Сатирикон" (1908- 14) и "Новый Сатирикон" (1913-18), экспонируя свои работы на больших и малых выставках новых художественных объединений. В годы Гражданской войны Радаков создает агитационные плакаты, из которых самым известным стал "Неграмотный - тот же слепой..." (1920).
В 1920-х гг., работая рядом с А. Т. Аверченко и В. В. Маяковским, с Сашей Черным и Тэффи, с мастерами графики и иллюстрации В. М. Конашевичем, В. С. Сварогом, М. М. Черемных и др., он сотрудничает сжурналами "Лапоть", "Бегемот", "Бич", "Смехач", "Безбожник". В 1930-х гг. деятельность художника связана с Москвой и журналом "Крокодил". Разнообразна его "палитра" сатиры, юмора и иронии. Блестящее остроумие, меткая образность, постоянная политическая чуткость отличают этого мастера карикатуры и являются причиной того, что многие его рисунки остаются смешными и актуальными даже десятки лет спустя.
Плакат "Неграмотный - тот же слепой...". 1920. Цветная литография
Обложка книги В. Князевой "Страшный сон". 1925
|