Е. Д. Поленова (сестра художника В. Д. Поленова) училась живописи в Петербурге у П. П. Чистякова, затем у И. Н. Крамского в Рисовальной школе при ОПХ (с 1864 г.), в Париже в мастерской Ш. Шаплена (1869- 70). С начала 1880-х гг. Поленова живет в Москве и входит в Мамонтовский кружок - тесную и творчески активную группу художников, сплоченную энергией мецената и любителя искусств С. И. Мамонтова. В его московском доме, а еще больше в подмосковной усадьбе Абрамцево ставились спектакли, писались портреты членов кружка, здесь вызревал важный поворот от повествовательного реализма второй половины XIX в. к новым художественным тенденциям рубежа веков.
Поленову привлекали в живописи, наряду с традиционными жанровыми сюжетами, темы исторические ("Иконописец XVI столетия", 1887; "Князь Борис перед убиением", ок. 1896). В окрестностях Абрамцева она писала акварелью пейзажи, предпочитая замкнутые, интимные уголки природы и подробно разрабатывая переплетения трав и цветов переднего плана ("Цветы", "Уголок леса", "Пейзаж. Абрамцево", все 1882-83; "Ромашки", 1883, и др.). Нарядными акварелями художница иллюстрировала русские народные сказки ("Война грибов", 1889), украшала листы диковинными орнаментами и выписывала старинным почерком текст. От пространственной мягкой манеры она переходит к более плоскостной с четкими контурами и яркой заливкой цветом ("Сынко-Филипко", "Жар-птица", 1890-е).
В 1883 г. в Мамонтовском кружке ставили оперу-сказку "Снегурочка", и Поленова нарядила исполнителей в подлинные, привезенные из Тульской губернии, крестьянские костюмы. Увлечение народным искусством вело ее от простого собирания к попыткам возрождения угасающих ремесел. В 1885 г. в Абрамцево были организованы столярные мастерские, где местные крестьяне делали предметы утвари и мебели по рисункам Поленовой и других художников, в свою очередь созданным на основе народных мотивов. В таком же стиле делала художница эскизы для вышивок, обоев и других декоративных изделий. Вкус времени придал этим эскизам несколько манерную плоскостную декоративность, ставшую основой русского национального варианта стиля модерн, формированию которого, несомненно, способствовала деятельность Поленовой.
У опушки леса. Купальницы. 1885. Масло
На дворе зимой. 1886. Масло
Зверь (Змий). Эскиз. 1895-98. Акварель, белила, графитный карандаш
Машенька верхом на медведе. Иллюстрация к сказке. "Избушка на курьих ножках". 1895
Иван-царевич и Жар-птица. Эскиз адреса к 25-летию творческой деятельности М. М. Антокольского. 1896. Акварель, восковые мелки, белила
|