Крепостной крестьянин по происхождению, известный русский скульптор второй половины XIX в. А. М. Опекушин получил художественное образование в Рисовальной школе при ОПХ, затем в скульптурной мастерской Д. И. Иенсена в Петербурге и, наконец, как вольноприходящий ученик в АХ, которую окончил в звании неклассного художника в 1864 г. Работал почти исключительно в области монументальной скульптуры.
Начал свою творческую деятельность с участия в таких крупных художественных предприятиях, как создание по проекту М. О. Микешина памятников "Тысячелетие России" в Новгороде (открыт в 1862 г.) и Екатерине II в Петербурге (открыт в 1873 г.).
Центральным произведением его творчества стал выполненный им в 1872-80 гг. памятник А. С. Пушкину для Москвы. Открытие этого памятника в 1880 г. явилось событием огромного значения в жизни страны, по выражению М. М. Антокольского, "народ нашел своего ваятеля". Отказавшись от всякой патетики, от каких бы то ни было внешних эффектов, декоративных элементов, столь распространенных в монументальной скульптуре того времени, Опекушин представил поэта в глубоком раздумье. Склоненная голова, рука, заложенная за борт фрака, медленный, словно застывший шаг - вся пластика фигуры придает образу внутреннюю углубленность, созерцательность, способствует передаче состояния творческой сосредоточенности. Первоначально поставленный в удалении от Тверской улицы в глубину бульвара, памятник в определенной степени был изолирован от больших открытых пространств; интимность окружающей среды хорошо согласовывалась с камерным решением образа.
Другой вариант памятника Пушкину был воздвигнут Опекушиным в Петербурге в 1884 г., но он не приобрел такой значительности и известности, как первый. В 1885 г. был открыт еще один памятник Пушкину работы Опекушина - в Кишиневе. Решенный в виде бюста на круглой мраморной колонне с гранитным основанием, памятник оригинален по своей композиции. Ионическая капитель поддерживает бронзовый портрет поэта.
Из созданных позднее монументальных работ скульптора наиболее значительными являются памятники К. М. Бэру в Тарту (открыт в 1886 г.) и М. Ю. Лермонтову в Пятигорске (открыт в 1889 г.). Одна из моделей памятника Бэру, представляющая небольшую гипсовую статую, находится ныне в вестибюле Библиотеки Академии наук в Петербурге.
В памятнике Лермонтову для Пятигорска, так же как в созданном ранее памятнике Пушкину, главное - лирическая проникновенность образа. Поэт изображен сидящим на обломке скалы. Задумчивый взгляд устремлен вдаль, у ног раскрытая книга. Памятник органично сочетается с пейзажем, с гордой красотой Кавказских гор, которые так любил и воспевал поэт.
Выразителен колоссальный памятник генералу Н. Н. Муравьеву-Амурскому для Хабаровска (1890). Выдающийся государственный деятель, активно содействовавший изучению Восточной Сибири и Амурского края, запечатлен стоящим на скале и пристально вглядывающимся в открывающуюся морскую даль. Установленный на высоком обрывистом берегу Амура, памятник возвышается над водной гладью почти на 50 метров и виден на большом расстоянии.
В 1913 г. Опекушин выполнил скульптурную часть памятников А. С. Пушкину, П. А. Вяземскому и В. А. Жуковскому в подмосковной усадьбе Остафьево.
Последние годы жизни скульптор провел в родных местах недалеко от Ярославля. Похоронен, согласно завещанию, на высоком берегу Волги.
Н. Н. Муравьев-Амурский. Модель памятника для Хабаровска. 1888. Бронза
А. С. Пушкин. Модель памятника,установленного в Москве. 1875.Бронза
Скульптурная группа на пьедестале памятникаЕкатерине II в Санкт-Петербурге: В. Я. Чичагов,А. Г. Орлов-Чесменский, Г. Р. Державин,Е.Р.Дашкова. 1862-73.Бронза, гранит
|