График и живописец, учился в Киевском художественном училище (1906-09) и в Петербургской АХ (1909-15), у Н. С. Самокиша. П. В. Митурич вступил на самостоятельный творческий путь в тесном кругу молодых петербургских художников, объединенных поисками более живого и острого художественного языка, но не отвергавших при этом традиционных основ изобразительности. В живописном портрете композитора А. С. Лурье, написанном Митуричем в 1915 г., обобщенные пятна цвета не совпадают со смело брошенными поверх них резкими контурами лица и фигуры, что создает ощущение подвижности и энергии. Быстрый, по-детски упрощенный рисунок одухотворяет книжку для детей "Сказ грамотным детям" (1919) и нотный сборник А. С. Лурье "Рояль в детской" (1920).
Однако главное место в творчестве Митурича заняли его многочисленные рисунки тушью, карандашом или углем. Набросанные с натуры скромные пейзажи с остро выявленными ритмами деревьев, домов, заборов создают ощущение необычайно пристального вглядывания художника в пространство (циклы пейзажей, изображающих окрестности деревни Санталово, 1922; Хвалынска, 1926-29). В портретах Митурича непринужденно-спокойные позы людей удивительно сочетаются с ощущением их напряженной внутренней жизни ("Портрет Веры Хлебниковой", 1924; "Портрет скрипача", 1925, и др.). Особой драматической пристальностью отличаются два рисунка, запечатлевшие В. В. Хлебникова, скончавшегося на глазах Митурича (1922). Дружба с ним, восхищение его творчеством породили циклы работ Митурича, в которых он пытался графически выразить дух новаторской поэзии Хлебникова, объединить тексты стихов с ритмически им родственной графикой - узорами ветвей или просто пересекающихся линий, с движением рукописных строк.
В 1922 г. художник переехал в Москву. Его позднейшие рисунки сближаются с конкретной натурой, в меньшей степени подчиняют ее концентрированной остроте впечатления. Но они сохраняют артистизм смелого штриха, с безукоризненной точностью лепящего пространство и форму; в них все та же свежесть восприятия и живая полнота творческого общения с натурой (серии пейзажей Кисловодска, 1933; Судака, 1937 и 1939; Хосты, 1955; портреты художников-современников).
Бука. Иллюстрация к нотному сборнику А. С. Лурье "Рояль в детской". 1920
Москва. Мясницкая улица. 1924. Черный карандаш
Портрет Веры Хлебниковой. 1924. Черный карандаш
Натурщик № 10. 1925. Литография
Портрет поэта Осипа Мандельштама. 1915. Тушь, белила
|