Учился С. Д. Меркуров в Цюрихе, у скульптора А. Мейсра, и в Мюнхенской академии художеств (1902-05). Затем путешествовал по Италии, жил и трудился (до 1909) в Париже.
Вернувшись в Россию, Меркуров работал над портретами русских писателей и ученых. Скульптора особенно привлекал твердый материал - гранит, диктующий обобщенную монументальную форму, монолитные объемы. В граните он выполнил статуи Л. Н. Толстого (1913), Ф. М. Достоевского (1911-13), символическую фигуру "Мысль" (1913). А в 1922-23 гг. он вновь использовал гранит для скупого, несколько схематично-колоннооб-разного памятника К. А. Тимирязеву.
Много лет (1924-46) трудился Меркуров над памятником-горельефом "Расстрел 26 бакинских комиссаров", открытым в Баку в 1958 г., уже после смерти скульптора. Драматизм сцены расстрела на этом огромном многофигурном рельефе доведен до навязчивой театральности.
Но главным делом Меркурова в последние десятилетия жизни были многочисленные, порой гигантских размеров, статуи Ленина и Сталина. Чаще всего это тоже мощные гранитные глыбы, сохраняющие тяжеловесную нерасчлененность, заполированные до зеркального глянца и спорящие своим надчеловеческим пафосом с монументами древневосточных владык.
Мысль. 1913. Гранит. Установлена на могиле автора в 1956 г.
Степан Шаумян. 1929. Гранит
|