Судьба А. Матвеева чудесна и трагична одновременно, как судьба многих людей петровского времени. Талантливый мальчик недворянского происхождения (даже отчество Матвеева точно не известно) замечен Петром I (о чем сохранились сведения самые легендарные) и в 1716 г. отправлен им учиться за границу. Одиннадцать лет проводит Матвеев в Голландии и Фландрии. Первым из русских живописцев он получает полноценное и исключительно западноевропейское художественное образование. Вернувшись в Россию уже после смерти своих царственных покровителей - Петра I и Екатерины, - Матвеев, благодаря мастерству и таланту, занимает ведущее положение среди русских художников, становится первым не иностранцем, возглавившим "живописную команду" Канцелярии от строений в Петербурге (в ее ведении находились практически все сколь-либо значимые живописные работы), сотрудничает с ведущими архитекторами - Д. Трезини и М. Г. Земцовым. И... буквально раздавленный грузом бесчисленных заказов, дел и забот, зачастую совершенно недостойных его таланта
, умирает, не дожив до сорока лет.
Печально характерна для той эпохи и судьба художественного наследия Матвеева: многое утрачено, многое дошло до нас в очень плохом состоянии. В историю русского искусства Матвеев (при жизни славившийся прежде всего как мастер монументально-декоративных работ) вошел как автор нескольких прекрасных портретов, написанных по всем правилам западноевропейских канонов и вместе с тем очень реалистичных. Само противоречивое время предстает перед нами в персонажах этих произведений. И на всем отпечаток чрезвычайно привлекательной личности художника - человека умного, очень мягкого и доброжелательного.
В 1728 г. написан портрет А. П. Голицыной, при Петре I "князь-игуменьи" "всесвятейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы" и шутихи при Екатерине I, "бабы пьяной и глупой". Обида и недоумение навсегда застыли на лице этой пожилой и несчастной женщины, живой игрушки в грубых забавах двора. Совсем иной тип человека, внутренне близкий художнику, запечатлен на портрете И. А. Ацаретти (1728-32?), итальянского врача, для которого Россия стала второй родиной. Умное, доброе, исполненное истинного достоинства лицо. Легкая, свободная и изысканная живопись.
В 1729 г. Матвеев женился, и этому событию русское искусство обязано появлением уникального для XVIII в. произведения - "Автопортрета с женой". Воспоминания о подобных портретах Рембрандта и Рубенса, несомненно, вдохновляли Матвеева. Это первый в русском искусстве парный портрет и автопортрет. Впервые русский художник решается привлечь внимание к своей персоне и столь открыто заявить о своих чувствах. Впервые предметом изображения становятся нежно-любовные отношения между супругами. Наивно-трогательная гордость за себя, свою юную супругу, за свое искусство, за саму возможность так писать пронизывает это творение художника. В Петровской эпохе было немало- дурного и страшного, этот портрет - символ всего доброго, что она принесла с собой.
Сегодня Матвееву со значительным основанием приписывают ряд крупных работ: плафон Сенатского (ныне Петровского) зала в здании Двенадцати коллегий, религиозные композиции "Моление о чаше", "Сретение", "Благовещение", "Рождество Христово" и некоторые др. Художник свободно владел принципами создания композиций в барочном духе. В его картинах нет виртуозной легкости и блеска ведущих западноевропейских мастеров, но есть теплота, сдержанность и серьезность, столь характерные для всего русского искусства XVIII столетия. Несмотря на долгие годы, проведенные за границей, Матвеев остался глубоко русским художником. Его искусство, его педагогическая деятельность, которой он отдавал много сил и времени, заложили основы новой русской художественной школы.
Портрет Петра I. Б. г. Масло
Автопортрет с женой. 1729 (?). Масло
Портрет А. П. Голицыной. 1728. Масло
|