Творчество В. В. Матэ знаменует одновременно и вершину и заключительный этап в развитии русской репродукционной гравюры. Любимый и самый талантливый ученик Л. А. Серякова, которому тот завещал свои инструменты, Матэ работал в гравюре на дереве и в офорте.
Художественное образование он получил сначала в Рисовальной школе при ОПХ (1870-75), а затем в гравировальном классе Петербургской АХ (1875-80), руководимом Ф. И. Иорданом. В качестве пенсионера АХ с 1880 по 1884 г. Матэ совершенствовал свое мастерство в Париже у знаменитого офортиста Гайяра и ксилографа А. Паннемакера.
За свою жизнь Матэ выполнил огромное количество репродукционных листов. Только в офорте их 278, причем 225 из них - портреты. Но наибольших успехов он достиг в области черно-белой ксилографии, виртуозно имитируя живописные и графические оригиналы. "Особенным успехом пользовались его факсимиле карандашных рисунков, технику которых он передавал изумительно, имитируя до иллюзии не только штрих, но и притирки пальцем и растушевкой, характер свинцового карандаша, итальянского или сангины", - писал о художнике И. Э. Грабарь. Сам же Матэ относился к работе гравера творчески и не сводил ее лишь к повторению оригинала. "Гравер не есть скучный копиист, а создатель нового мира образов, где картину художника он переводит на свой язык, придает новые оттенки". И еще: "Гравер переносит в гравюрную копию свою индивидуальность, которая всегда, сочетаясь с вдохновением автора-художника, создает новое произведение, полное жизни и такой прелести, какую оценит и сам автор картины".
Однако время репродукционной гравюры уже проходило. Она не выдерживала конкуренции с фотомеханическими способами печати, стремительно развивавшимися в России в 1890-е гг. Лучшие ксилографии Матэ датированы второй половиной 1880-х - началом 1890-х гг. Это такие шедевры, как воспроизведение "Боярыни Морозовой" (ок. 1887) В. И. Сурикова по фотографии, присланной Матэ самим живописцем, а также несколько листов с эскизов картины И. Е. Репина "Запорожцы". Особенно хороша голова "Смеющегося запорожца" (1892), не вошедшая в окончательный вариант репинской картины.
С 1899 г. Матэ переходит с ксилографии на технику офорта, которая, по его мнению, давала большие возможности для творческой интерпретации оригинала. Лучшими его работами в этой области справедливо считаются портреты. Причем по глубине трактовки образов и виртуозному исполнению выделяются изображения М. П. Беляева и П. М. Третьякова (1894, с известного портрета И. Е. Репина).
Важное значение имела для развития гравюры в России и преподавательская деятельность Матэ в ЦУТР (1884-1909), в качестве профессора гравюры в АХ (1894- 1917), наконец, в Рисовальной школе при ОПХ (с 1911), где начинал он сам. Учениками Матэ были такие впоследствии знаменитые граверы, как А. П. Остроумова-Лебедева, И. Н. Павлов, П. А. Шиллинговский и др. Кроме того, разным граверным техникам Матэ обучал И. Е. Репина, В. А.Серова, И. И. Левитана, Б. М. Кустодиева, К. А. Сомова, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакста, К Ф. Юона.
Портрет П. М. Третьякова. 1894. Офорт
Портрет И. И. Шишкина. 1894. Офорт
Портрет В. В. Верещагина. 1882. Офорт
Лазаревский И. В. В. Матэ. М.; Л., 1948. Федоров В. И. В. В. Матэ и его ученики. Л., 1982.
|