МАНСУРОВ

МАНСУРОВ
Павел Андреевич  



1896, Петербург - 1983, Ницца, Франция



         Творческая биография П. А. Мансурова начинается с занятий в ЦУТР в Петербурге (1909-14), где он обучался гравюре и офорту под руководством В. В. Матэ. Одновременно (с 1912 г.) Мансуров посещал Рисовальную школу при ОПХ. В 1915 г. художник был мобилизован в Первый авиационный полк, а затем служил в Управлении Военно-воздушного флота, где делал чертежи ангаров для самолетов. Восхищение трудом авиаконструкторов и техникой вообще отразилось в дальнейшем в его художественном творчестве, когда он увлекся поисками живописных формул единых "экономичных законов", лежащих и в основе создания новой техники, и в творчестве самой природы, которая, следуя этим законам, создает бабочку или цветок.

         В 1917 г. Мансуров выполнил декорации и костюмы для петроградского артистического кабаре "Привал комедиантов". В первые дни октябрьского переворота он явился к А. В. Луначарскому и предложил представителю новой власти себя в качестве художника. Этот решительный поступок во многом определил в ближайшем будущем связующую роль Мансурова между художественным авангардом и Наркомпросом, который возглавлял Луначарский. В. Е. Татлин, К С. Малевич, М. В. Матюшин, П. Н. Филонов - такие разные в своих теоретических творческих установках - тепло относились к молодому художнику. В долгих спорах с ними рождались его собственные концепции. Вслед за Татлиным Мансуров начал работать на доске, используя ее фактуру как выразительное средство в своих композициях. В 1919 г. он ассистировал Татлину в работе над проектом знаменитой "Башни" - памятника III Интернационала. Идеи "отца русского конструктивизма" об утилитарной экономичности создаваемых форм были созвучны Мансурову, однако в дальнейшем урбанизм конструктивистов оттолкнул его. Художник испытал и сильное влияние супрематизма К. С. Малевича, но уже в 1922 г. пришел к выводу, что активное воздействие на зрителя оказывают не только плоские, но и объемные геометрические формы. Важную роль для него сыграла концепция пластического пространства М. В. Матюшина. Молодого художника поражала и тщательная "сделанность" картин П. Н. Филонова, у которого он заимствовал и сам термин "живописная формула" для обозначения многих своих композиций.

         Деятельность Мансурова в первые послереволюционные годы была интенсивной и разнообразной. В 1918-19 гг. он создает декорации к балету "Упманн, или Курительная штука" на музыку А. С. Лурье, участвует в оформлении "Мистерии-буфф" В. В. Маяковского, иллюстрирует брошюру Н. Н. Пунина "Бедные люди", украшает декоративными панно "Европа" и "Азия" Исаакиевскую площадь к первой годовщине Октябрьской революции, участвует в Первой государственной свободной выставке произведений искусства (1919). С осени 1920-го до весны 1921 г. он преподает в Казанском художественном училище. Вернувшись в Москву, делает эскизы для праздничного оформления Лобного места на Красной площади. В 1921 г. работы Мансурова были представлены на Первой русской художественной выставке в Берлине.

         При активном участии Мансурова в Петрограде был открыт Государственный институт художественной культуры (Гинхук), занимавшийся теоретическими изысканиями в области новейшего искусства. Отделы этого института возглавляли П. Н. Филонов, Н. Пунин, М. В. Матюшин, В. Е. Татлин. Экспериментальный отдел был поручен Мансурову, который предполагал изучать в теоретическом аспекте зависимость возникновения художественной формы от материальной среды на примерах искусства разных времен и народов. Так, исследуя иконопись, он усматривал связь между технологией обработки доски (до нанесения изображения) и самими линиями, формами, образами иконы. Ряд его собственных композиций ("Классический левкас" и др.) возник в связи с изучением иконописной техники.

         Одна из самых знаменитых и характерных работ Мансурова тех лет - "Пиво. Живописная формула"(1922).Разного цвета прямоугольники вписаны в узкий вертикальный формат доски, особенно любимый мастером, считавшим, что такой формат сам по себе сообщает картине возвышенное звучание. Отталкиваясь от традиции городской вывески, вдохновлявшей многих художников того времени, Мансуров, однако, увлечен не цветовой стихией, а эмблематичностью подпбных изображений. Его композицию составляют буквы "П" и "О", соединенные сведенным к геометрическому знаку изображением пивной кружки.

         Излишний полемический напор Мансурова и его непоследовательность в научных изысканиях стали причиной для резкой критики Гинхука. Громили за формализм, за оторванность от действительности, что в конце концов послужило поводом к закрытию института. В 1928 г. Мансуров уехал с выставкой своих работ в Италию и уже не вернулся в Россию. С 1929 г. он поселился в Париже. В Европе тогда заметно снизился интерес к беспредметному искусству, и до 1957 г. художник занимался в основном прикладными работами, росписями тканей для Домов высокой моды, имея успех в этой области. В 1957 г. он принял участие в выставке "50 лет абстрактного искусства" в галерее Крез в Париже и затем до конца жизни продолжал создавать беспредметные композиции, используя в новых сочетаниях живописные приемы, найденные еще в молодые годы. В 1972 г. в Париже открылась персональная выставка Мансурова, которая принесла ему мировую известность, а в 1995 г. на выставке в ГРМ с его творчеством смогли наконец познакомиться и соотечественники.


МАНСУРОВ
Мираж. 1918. Тушь


МАНСУРОВ
Женский персонаж с ключами. Театральный эскиз к опере Н. А. Римского -Корсакова "Золотой петушок". 1920. Акварель, карандаш


МАНСУРОВ
Китаец. Иллюстрация к изданию партитуры балета А. С. Лурье "Упманн, или Курительная шутка". 1918-19.


МАНСУРОВ
Лошадь. Театральный эскиз к опере Н. А. Римского-Корсакова "Золотой петушок". 1920. Гуашь


МАНСУРОВ
Пиво. Живописная формула. 1922. Масло, темпера


МАНСУРОВ
Житель Америки. 1922. Масло


МАНСУРОВ
Рисунок для ткани. 1930-31. Гуашь


МАНСУРОВ
Маленькая девочка в манеже. 1933. Масло


МАНСУРОВ
Живописная формула. 1968-69. Дерево, рельеф