МАНИЗЕР
1891, Петербург - 1966, Москва |
Сын художника академического направления, М. Г. Манизер воспринял и продолжил семейную традицию. Искусству он учился в школе при ЦУТР (1908-09), у В. Е. Савинского, затем в Рисовальной школе при ОПХ (1909-11) и, наконец, в АХ (1911-16), у Г. Р. Залемана и В. А. Беклемишева. Отточенный, но холодный академизм его учебных композиций на традиционные античные темы наложил печать и на зрелое творчество скульптора. А новую тематику ему дала революция. В Москве на стене Петровского пассажа сохранился большой рельеф с изображением обнаженного атлета с маховым колесом - аллегория освобожденного труда "Рабочий" (1920). Но главным образом его творческий путь будет отмечен проектами памятников, многие из которых осуществлены в разных городах страны. Более чем в десяти памятниках Ленину Манизер создал как бы официальный эталон образа вождя революции. Три памятника посвящены Тарасу Шевченко: в Харькове (1935), окруженный целым хороводом фигур, иллюстрирующих историю Украины, в Киеве и Каневе (оба 1939). Суховатая академично
сть характерна для большинства работ скульптора-памятников В. Володарскому (1925) и "Жертвам 9 января 1905 года" (1925-31) в Ленинграде, В. И. Чапаеву (1932) и В. В. Куйбышеву (1938) в Самаре, И. П. Павлову (1949) в Рязани и др.
Кровавое воскресенье. Горельеф пьедестала памятника "Жертвам 9 января 1905 года" в Санкт-Петербурге. 1925-31. Бронза, гранит. Фрагмент Автонадгробие. 1971. Бронза, гранит |