ЛИСИЦКИЙ

ЛИСИЦКИЙ
Эль (Лазарь Маркович)  



1890, с. Починок, Смоленская губ. - 1941, Москва



         В плеяде "первых лиц" русского авангарда место Л. М. Лисицкого по-своему уникально. Он не был открывателем и проповедником системы (таким, как К. С. Малевич или В. Е. Татлин), но являлся, скорее, популяризатором языка; это уберегло художника от схоластики и фанатизма, зато обеспечило его творчеству необычайную прикладную широту. С именем Лисицкого в наибольшей мере связано распространение новой эстетики в качестве "стиля времени"; как никто другой он способствовал ее международному признанию, активно участвуя в интернациональных проектах.

         Детство Лисицкого прошло в провинциальном Витебске, однако с самых первых творческих шагов он утвердил себя как европеец (впрочем, уже его отец знал два языка и для себя переводил Г. Гейне и У. Шекспира): получил диплом инженера-архитектора в Высшей политехнической школе в Дармштадте в Германии (1909-14), в Париже общался с художественной богемой, изучал старое искусство в путешествии по Италии. Возвращение в Россию стало в какой-то мере "припадением к корням": Лисицкий сближается с московским Кружком еврейской национальной эстетики и киевской "Культур-Лигой", оформляет несколько книг на еврейском языке ("Пражская легенда" М. Бродерзона, 1917; "Козочка", 1919;

         "Украинские народные сказки", 1922, и др.), соединяя в них традиции рукописных свитков с приемами "мирискуснической" графики. Но "национальный" этап продлился недолго - само революционное время активизировало космополитизм и жажду всеобщего языка искусства. В период преподавания архитектуры и печатного дела в Народной художественной школе в Витебске (1919- 20) Лисицкий приходит к беспредметному творчеству.

         В Витебск его пригласил М. 3. Шагал, но "левый поворот" случился под влиянием Малевича, вытеснившего Шагала со сцены и превратившего тихий город в "супрематическую столицу". Лисицкий стал членом основанного Малевичем общества У повис ("Утвердители нового искусства"); формообра-зующие принципы супрематизма не только адаптировались им в массовых жанрах (плакат "Клином красным бей белых", 1920; книжка "Супрематический сказ про два квадрата", 1922), но и по-своему развивались в "проунах" ("проекты утверждения нового", 1919-24). Являясь пространственными моделями утопической архитектуры, "проуны" позволяли перевести супрематическую геометрию из плоскости в объем, в масштаб реальной городской среды - они же послужили основой неосуществленных архитектурных замыслов Лисицкого (горизонтального небоскреба, дома-коммуны, яхт-клуба). Другой формой разработки супрематических законов стали "фигурины" (сценографические эскизы) к неосуществленной постановке оперы "Победа над солнцем" (1920-21), задуманной художником как "электромеханическое шоу". Машинерия, изобретательская практика вообще занимали Лисицкого (одно из лучших его изобретений - проект передвижной ораторской трибуны 1924 г.).

         Природа таланта не позволяла Лисицкому заниматься отвлеченной, последовательно языковой абстракцией. Поэтому позднее он сблизится с производственниками и конструктивистами, в 1925 г. вступит в Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА) и станет преподавать во Вхутемасе дисциплину "Проектирование мебели"; его дизайнер-ский дар проявится в оформлении советских павильонов на международных выставках ("Пресса" в Кёльне, 1924; "Фильм и фото" в Штутгарте, 1929; выставка гигиены в Дрездене и выставка пушнины в Лейпциге, 1930). Но это случится уже после того, как художник переживет свой самый деятельный период: будучи командирован в Берлин в 1921 г., до 1925-го он практически исполнял в Европе роль эмиссара нового советского искусства.

         Пропагандируя советский авангард в стилевом единстве составляющих его концепций (супрематизм, конструктивизм, рационализм), Лисицкий встраивал его в западный контекст. Совместно с И. Г. Эренбур-гом он основал журнал "Вещь" (1922), с М. Штамом и Г. Шмидтом - журнал "АВС" (1925), с Г. Арпом издал книгу-монтаж "Кунстизм" (Цюрих, 1925), установил связи с журналом Ле Корбюзье "Эспри нуво" ("Esprit nouveau"). Он стал членом голландского архитектурного объединения "Стиль", участвовал в конкурсах и выставках. При этом продолжал много работать в рекламной и книжной графике (в Берлине в 1923 г. вышла, наверное, лучшая его книга - "Для голоса" В. В. Маяковского), в фотографии и плакате.

         После столь активной деятельности последующий московский период буквально зияет неосуществленными архитектурными проектами - время радикального искусства кончалось. В 1930-х гг. Лисицкий оформляет журнал "СССР на стройке" (1932-40), альбомы "15 лет СССР", "15 лет РККА" и др. Из перечисленных им в анкете своих профессий - "инженер-архитектор, живописец, фотописец, печатник" - отчасти востребованными остаются две последние, и лишь в них падение уровня не выглядит слишком удручающим.


ЛИСИЦКИЙ
Композиция. Ок. 1920. Гуашь, чернила, карандаш


ЛИСИЦКИЙ
"Клином красным бей белых". Плакат. 1920. Цветная литография


ЛИСИЦКИЙ
Титульный лист альбома "Победа над солнцем". 1923


ЛИСИЦКИЙ
Четыре (арифметических) действия. 1928. Цветная литография


ЛИСИЦКИЙ
Иллюстрация к еврейской народной сказке "Козочка". 1919