А. И. Лебедев известен главным образом как автор многочисленных карикатур, помещенных в сатирических журналах, а также иллюстраций к произведениям русских писателей, выходивших отдельными литографированными альбомами. Художественные способности проявились у него еще в детском возрасте. Однако по воле отца, человека военного, юношу определили в Училище топографии. Лишь в 1849 г. Лебедев начал посещать вечерние рисовальные классы Петербургской АХ в качестве вольноприходящего ученика, совмещая занятия искусством со службой. В 1857 г. он окончил АХ и получил звание свободного художника.
Живопись Лебедева почти не известна и малоинтересна. В ГРМ хранятся автопортрет, выполненный, по-видимому, вскоре после окончания АХ, и картина "В больнице", написанная в традициях жанровых работ передвижников. Область же, в которой дарование художника раскрылось наиболее полно, - сатирическая графика.
В качестве автора пока еще вполне безобидных бытовых карикатур Лебедев дебютировал в 1858 г. на страницах модного в то время журнала "Весельчак". Впоследствии он сотрудничал со многими сатирическими журналами: "Заноза", "Иллюстрированная газета", "Пчела", "Кругозор", "Нива", "Осколки", "Стрекоза". Продуктивность художника просто поразительна. Диапазон тем довольно широкий, однако не выходит за рамки бытовой проблематики. Лебедев изображает различные социальные слои общества, подмечая смешные, а подчас и нелепые коллизии, возникающие в повседневной жизни. Подобные "картинки" художник объединяет в тематические альбомы: "Пикник" (1859), "Во всех ты, душенька, нарядах хороша" (1861) и т. д. В 1860-х гг. Лебедев йиздает новую серию, посвященную судьбам молодых неопытных девушек, ставших жертвами соблазнов большого города. Сюда входят такие выпуски, как "Погибшие, но милые создания" (1862), "Еще десяток погибших, но милых созданий" (1863). За ними следуют "Прекрасный пол" и "Колпак" (оба 1864). В двух последних альбомах изображенные сценки снабжены подписями в форме краткого диалога, составленного самим Лебедевым и писателем В. В. Крестовским. В ряде случаев это цитаты из произведений А. С. Пушкина, В. Гюго, поэта-сатирика В. С. Курочкина. Иногда в зарисовках современного ему быта Лебедев поднимается и до злободневной социальной сатиры. Тогда наряду со сценами ссор, измен, пьяного дебоша и разгула появляются изображения взяточничества мелких чиновников и произвола высокопоставленных лиц. Гражданственная направленность сатиры особенно обозначилась у Лебедева в период сотрудничества с журналом "Искра" (1864-66), где в 9 номерах были помещены 54 его работы.
Лебедев пользовался известностью и как автор юмористических портретов знаменитостей - писателей, художников, издателей, общественных деятелей и т. д. Это были и дружеские шаржи, вроде тех, что высмеивали казавшуюся невероятной работоспособность И. К. Айвазовского и надутое самодовольство М. О. Микешина; но были и откровенно сатирические изображения, как, например, гротесковые портреты журналистов М. Н. Каткова и А. С. Суворина.
Основной графической техникой, в которой Лебедев работал и достиг большого мастерства, была литография, часто с использованием цветного фона. Так же мастерски владел он и карандашом. Сохранилось довольно много его рисунков, как правило, подготовительных, предназначавшихся для перевода на литографский камень. В технике литографии выполнены и многочисленные иллюстрации художника.
Лебедев-иллюстратор обращался к творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, других русских писателей. Иллюстрации печатались отдельно от текста в журналах, например в "Северном сиянии" за 1862 и 1864 гг. Однако чаще всего они выходили в виде выпусков-альбомов. Самыми значительными работами художника в этой области являются литографии по мотивам сочинений Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина.
К творчеству Некрасова Лебедев впервые обратился в середине 1860-х гг. В 1865 г. появились его "Рисунки к стихотворениям Н. А. Некрасова" в двух тетрадях (по 10 литографий каждая). Художник намеренно выбирает стихотворения о тяжелой жизни простого народа ("Орина, мать солдатская", "На Волге", "Размышления у парадного подъезда", "Вор" и др.). Через двенадцать лет, в декабре 1877 г., Лебедев вновь обращается к "властителю дум" демократической молодежи. Он выпускает альбом "Кое-что из Некрасова", часть листов которого сразу же попадает под запрет цензуры.
Если в интерпретации поэзии Некрасова у Лебедева преобладают ноты скорби, то, иллюстрируя Салтыкова-Щедрина, художник переключается в остросатирический регистр. На обложке вышедшего в 1880 г. альбома "Щедринские типы" Лебедев изобразил писателя, вытряхивающего из мешка героев своих произведений.
Несмотря на то что художник чрезвычайно много работал, он до конца жизни так и не смог достичь материального благополучия. На неоднократные обращения Лебедева за помощью в АХ он получал отказы. После его скоропостижной смерти многие газеты и журналы поместили некрологи. Современники отдавали дань превосходному мастеру литографии, наделенному сатирическим даром и талантом интерпретировать литературные произведения.
Художник и девушка, сидящие на софе. Б. г. Литография
В ложе. 1861. Литография
Губернский секретарь в отставке по болезни. 1880. Литография
|