КУПРЕЯНОВ
1894, Влоцлавск, Варшавская губ. - 1933, Москва |
Юрист по образованию (он окончил Петербургский университет), Н. Н. Купреянов занимался в студенческие годы живописью и рисунком в студиях Д. Н. Кардовского и К. С. Петрова-Водкина. Но то, что у него тогда получалось, строгий к себе юноша не воспринимал как искусство. Затем несколько месяцев он учился гравировать на дереве у А. П. Остроумовой-Лебедевой. И именно гравюра дала, по его словам, "самочувствие художника". Гравюрными работами он и вошел в конце 1910-х - начале 1920-х гг. в искусство. Эта техника была тогда на подъеме, утверждалась не просто как одна из многих форм графики, но как созвучный времени резкий и сильный художественный язык. Купреянов активно использовал в своих гравюрах естественную выразительность черного цвета. Их плотная, весомая чернота, оттененная скупо отмеренными белыми штрихами, предстает округлой пластической формой. Он лепит из темной массы могучие тела своих "Битюгов" (три варианта, 1916-18), высекает угловатые грани "Броневиков" (1918) с их тяжелой, но яростной носорожьей подвижностью, крупно строит обобщенные формы в портретах.
Дамский парикмахер. 1920-22. Ксилография Натюрморт. 1920. Ксилография Обложка к книге Б. Л. Пастернака "Зверинец". 1929 Иллюстрация к роману А. А. Фадеева "Разгром". 1932 Обложка к "Сказке о Пете толстом ребенке и о Симе, который тонкий" В. В. Маяковского. 1925 |