КУКРЫНИКСЫ

КУКРЫНИКСЫ



КУПРИЯНОВ
Михаил Васильевич
1903, г. Теттши, Казанская Гу6. 1991, Москва

КРЫЛОВ
Порфирий Никитич
1902, д. Щелкуново, Тульская губ. 1990, Москва

СОКОЛОВ
Николай Александрович
род. 1903, Москва



         Все трое учились в московском Вхутемасе - Вхутеине (1921-29), в стенной газете которого и сложилось их творческое содружество, закрепившееся на всю дальнейшую жизнь. Порознь занимались живописью и показывали на выставках главным образом небольшие лирические этюды, преимущественно пейзажные. Вместе, под общим псевдонимом (составленным по начальным слогам фамилий), выступали в основном как графики, карикатуристы и иллюстраторы. В конце 1920-х - начале 1930-х гг. выпустили несколько альбомов с шаржами на писателей (в сопровождении эпиграмм и пародий А. Г. Архангельского), рисовали карикатуры на бытовые темы. С 1933 г. - постоянные карикатуристы газеты "Правда", что делало их главными в стране проводниками и пропагандистами (в сатирической форме) официальной политической линии. В годы Великой Отечественной войны наряду с карикатурами выпустили ряд плакатов (среди них - самый первый после нападения Германии плакат "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!", 1941 - с карикатурой на Гитлера) и сатирических "Окон ТАСС".

         И в книжной графике художники начинают с образов иронических и гротескных. Они дважды иллюстрировали "12 стульев" Ильфа и Петрова (1933 и 1967), нодчеркивали сатирическое начало в рисунках к "Жизни Клима Самгина" М. Горького (1934); в свойственной им подвижно-броской манере журнальной карикатуры со смешными преувеличениями набрасывали образы героев М. Е. Салтыкова-Щедрина ("История одного города", "Господа Голов-левы", "Сказки", 1937-39), а вслед за ними и персонажей Н. В. Гоголя ("Мертвые души", 1938). Несколько иначе подошли художники к рассказам А. П. Чехова (начало 1940-х): теперь они рисовали черной акварелью, тщательно передавали обстановку, реальную среду, благодаря чему образы-маски чеховских героев осмысливаются менее однозначно. Интерес художников все больше смещается к лирической и психологической прозе. В 1945-46 гг. они проиллюстрировали небольшой рассказ "Дама с собачкой" таким количеством рисунков, что получилось целостное зримое повествование, передающее не только сюжет, но и все психологические оттенки отношений его героев. В листах, то выбеленных ялтинским солнцем, то сумеречных, благодаря мягким тональным переходам черной акварели создается кинематографически достоверное ощущение совершающихся на глазах зрителя событий.

         В той же технике и так же конкретно иллюстрируют Кукрыниксы и другие произведения русской и мировой классики: "Фома Гордеев" и "Мать" М. Горького (1948-50), "Портрет" Н. В. Гоголя (1951), "Дон-Кихот" М. Сервантеса (1952), "Хождение но мукам" А. Н. Толстого (1956-57). За иллюстрации к рассказу Н. С. Лескова "Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе" художники были награждены золотой медалью АХ СССР.

         В станковой живописи Кукрыниксы сообща стремились применить к большому холсту свой опыт политической и преимущественно сатирической графики. Уже в 1933 г. они показали серию "Лицо врага" - цикл живописных карикатур на белогвардейских генералов. Отечественная война дала темы для новых больших картин Кукрыниксов: "Зоя Космодемьянская" (1942-47), "Бегство фашистов из Новгорода" (1944-46), "Конец. Последние часы в ставке Гитлера", (1947-48). Здесь делались попытки совместить достоверное изображение событий с карикатурными, гротескно трактованными образами.

         Уникален сам по себе рабочий метод Ку-крыциксов: художники добивались единого, "кукрыниксовского" почерка, объединяя личные дарования в совместном творческом процессе.


КУКРЫНИКСЫ
"Беспощадно разгромим и уничтожим врага!" Плакат. 1941


КУКРЫНИКСЫ
Политическая карикатура. 1930-е


КУКРЫНИКСЫ
Иллюстрация к рассказу Н. С. Лескова "Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе". 1974


КУКРЫНИКСЫ
Иллюстрация к рассказу А. П. Чехова "Человек в футляре". 1941


КУКРЫНИКСЫ
Иллюстрация к сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик". 1939


КУКРЫНИКСЫ
Бегство фашистов из Новгорода. 1944-46. Масло


КУКРЫНИКСЫ
Конец. Последние часы в ставке Гитлера. 1947-48. Масло