Первый в русской живописи опыт импрессионизма, предшествовавший ранним портретам В. А. Серова, связан с именем К. А. Коровина - художника, принадлежавшего к блистательной плеяде мастеров рубежа XIX и XX вв., в творчестве которых присутствует практически весь спектр изобразительных искусств и архитектура.
Детство Коровина прошло в доме деда, потомственного ямщика. В 1875 г. будущий художник, вслед за братом, поступил в МУЖВЗ, где занимался у И. М. Прянишникова, В. Г. Перова, А К. Саврасова, а с 1882 г. - у В. Д. Поленова.
Важным для эволюции художественного языка молодого мастера стал написанный в 1883 г. "Портрет хористки". В нем в пользу решения чисто живописной задачи была полностью исключена не только какая-либо идейность, но и просто любование моделью (по словам самого Коровина, это была женщина некрасивая, даже несколько уродливая). Новое для России видение натуры настороженно почувствовали современники, а дился почти мгновенно, выявив, по словам современника, "живую и остроумную наблюдательность художника", чуждую специальным постановочным эффектам и изыскивающую в случайном и непринужденном подлинную ценность. Эта картина стала свидетельством живописного мастерства Коровина: впервые показанная на Передвижной выставке 1889 г., она спустя одиннадцать лет принесла ему золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.
В своем живописном методе Коровин не придает особого значения композиционному построению, а идет к нему в процессе работы, уделяя поиску цветовых отношений основное внимание. Живопись Коровина с характерным сочным мазком, обладающая особой прелестью в своей незаконченности, - это, по сути, этюды, превращенные из вспомогательного инструмента художника в самостоятельные произведения, наделенные качеством картинной формы. В отличие от пейзажей левитановского направления, где природа была как бы резонатором настроения художника, для Коровина сама натура является носителем всей гаммы чувств, и свою задачу он сводит к созданию ее цветового образа. Этот путь в живописи был избран многими представителями московской школы, а этюд "Зимой" (1894) стал программным для целого направления в русском пейзаже (достаточно заметить, что этим неприхотливым мотивом с запряженной в сани лошадкой, его колористической интонацией в ближайшие годы воспользовались И. И. Левитан и В. А. Серов). Позднее, в результате многочисленных поездок по России и Европе, возникли большие серии этюдов; в них с колористической изысканностью переданы приглушенные тона северных пейзажей, чарующие состояния ночных городов, в основном Парижа, блеск огней, отражающихся на влажной мостовой, или, напротив, ослепительные цвета залитых солнцем южных пейзажей. Характерными для творчества Коровина становятся также натюрморты с цветами, особенно с розами.
Наиболее эффектно Коровинский метод отразился в его театральных работах. Важным для Коровина было знакомство в 1884 г. с С. И. Мамонтовым и приглашение стать художником его Московской частной онеры; для нее он создает под руководством В. Д. Поленова декорации на протяжении четырнадцати лет.
В начале века Коровин - одна из самых значительных фигур в художественном мире Москвы. Близкий друг В. А. Серова и Ф. И. Шаляпина, он удивительным образом находил время для всего, не переставая поражать современников разнообразием своих талантов. На Всемирной выставке в Париже (1900) Коровин возглавил художественную часть русского отдела; за оформление Кустарного павильона (его называли еще "Русской деревней" или "Берендеевкой") и за свою живопись художник получил одиннадцать наград, в том числе и две золотые, а французское правительство наградило его даже орденом Почетного легиона. При содействии Коровина был организован журнал "Мир искусства". Коровин деятельный член СРХ. С 1901 г. по приглашению Серова он стал преподавателем МУЖВЗ; в их портретно-жанровой мастерской учились ведущие живописцы объединений "Голубая роза" и "Бубновый валет". В 1905 г. Петербургская АХ признала Коровина своим членом.
Начало работы художника в Большом театре связано с новаторской постановкой А. А. Горским "Дон-Кихота" на музыку Л. Ф. Минкуса (1900). Коровин осуществил оформление балета совместно с А. Я. Головиным. На сцене Коровин стал создателем нового типа декоративного оформления, активно включенного в художественную ткань спектакля, в котором организация пространства, костюм неразрывно связаны со сценическим действием и музыкой. Среди его лучших театральных работ - "Конек-Горбунок" Ц. Пуни (1901), "Руслан и Людмила" М. И. Глинки (1907), "Золотой петушок" Н. А. Римского-Корсакова (1909), "Хованщина" М. П. Мусоргского (1912). С 1910 г. он главный декоратор и консультант московских императорских театров.
Поначалу активный участник культурных преобразований, начавшихся после 1917 г., Коровин достаточно быстро отошел от художественной жизни новой страны. Прощальной стала организованная И. Э. Грабарем большая персональная выставка художника в Третьяковской галерее в 1923 г. Вскоре Коровин уехал за границу. Эмиграция не облегчила судьбу художника. Он поселился в Париже и продолжал много работать в театре, живя воспоминаниями об ушедшей России; его ностальгические чувства находили выход в литературном творчестве.
У балкона. Испанки Леонора и Ампара. 1888-89. Масло
Сумерки в комнате. 1880-е. Масло
Сирень. 1915. Масло
Портрет Ф. И. Шаляпина. 1911. Масло
|