Выдающийся скульптор XIX в., сыгравший значительную роль в формировании русской реалистической, в особенности анималистической пластики, получил, подобно живописцу П. А. Федотову, не художественное, а военное образование и некоторое время служил офицером. Вслед за Ф. П. Толстым он стал скульптором, вопреки сословным предрассудкам своего времени, которые запрещали профессионально заниматься искусством дворянину, да еще из столь родовитой и титулованной семьи, к какой принадлежал Клодт.
"Страсть к лепке и резьбе и преимущественно к изучению лошади" проявилась у юного Клодта еще в Омске, где тогда служил его отец, знаменитый боевой генерал. Рисовать, лепить и вырезать из дерева фигурки лошадей, изучать их повадки, позы, движения и аллюры Клодт продолжал и в Петербурге, учась с 1822 г. в артиллерийском училище. После непродолжительной службы Клодт вышел в отставку с твердым намерением посвятить себя скульптуре.
В течение двух лет он учился самостоятельно, работая с натуры и копируя произведения античной пластики. С 1830 г. он стал вольнослушателем АХ, где вскоре высоко оценили его дарование. Уже в 1831 г. Клодт вместе с такими опытными скульпторами, как С. С. Пименов и В. И. Демут-Мали-новский, получил большой правительственный заказ - скульптурное оформление арки триумфальных Нарвских ворот в Петербурге. Клодтом была выполнена шестерка коней, впряженных в колесницу Славы, на аттике арки. Кони представлены стремительно скачущими и взвивающимися на дыбы, что было новым для этого традиционного мотива монументально-декоративной скульптуры классицизма. Уже здесь у Клодта начали проявляться черты романтизма и реалистической трактовки образов, которые в полной мере выразятся в его искусстве позднее.
В начале 1833 г. художник начал работу, продолжавшуюся в общей сложности около 20 лет и ставшую поистине главным делом его жизни: это четыре бронзовые конные группы "Укротители коней", украсившие в 1850 г. Аничков мост через реку Фонтанку в Петербурге. Композиция этого уникального ансамбля раскрывается в процессе последовательного обзора. Переходя от группы к группе, зритель как бы читает их одну за другой и постепенно выявляет их сюжетно-смысловые и пластические связи. Весь цикл объединяет тема победы человека над стихийным могуществом природы. В первой группе юноша-возничий, напрягаясь всем телом и крепко схватив узду, сдерживает вздыбленного коня. В следующей группе драматизм борьбы нарастает: в неукротимом порыве вырывается конь, а движения человека становятся все напряженнее, возничему едва удается осадить коня, делая могучее усилие. В третьей группе человек повержен на землю, а коню почти удается вырваться на волю. Наконец, в четвертой группе человек вновь покоряет животное. Пропорциональность, строгая гармоничность, плавная, графически отчетливая линия силуэтов - такова художественная форма групп Клодта. Она хорошо согласуется с архитектурой окружающей части города.
Работа над группами еще не была закончена, а к их автору уже пришла европейская известность. Повторные экземпляры двух первых групп были в качестве высочайших дипломатических подарков отправлены в Берлин, а затем и в Неаполь, где украсили правительственные резиденции.
Интересно отметить, что Клодт не только лепил, но и сам отливал свои произведения из бронзы: впервые в истории русского искусства скульптор стал литейщиком и даже возглавил литейную мастерскую АХ, активизировав и усовершенствовав ее работу. Объединение в одном лице этих двух профессий дало прекрасные результаты: большинство статуй, отлитых Клодтом, почти не требовало дальнейших исправлений.
В конце 1840-х - начале 1850-х гг. Клодт выполнил огромный, почти 70-метровый в длину, скульптурный фриз "Лошадь на службе у человека" для "служебного дома" Мраморного дворца в Петербурге по графическому эскизу архитектора А. П. Брюллова. Здесь представлены боевые схватки всадников, конные процессии, поездки верхом и в колесницах, эпизоды охоты. По замыслу архитектора, формы рельефа должны были напоминать о фризе Парфенона - прекраснейшего памятника классического древнегреческого искусства времени его расцвета.
В 1848-55 гг. Клодт создал памятник великому поэту-баснописцу И. А. Крылову для Летнего сада в Петербурге, ставший новым, неожиданным словом в монументальной городской скульптуре. Отказавшись от всех условных и идеализирующих приемов скульптуры классицизма, передал свои живые впечатления и облик человека, которого хорошо знал и любил. Он изобразил поэта сидящим в простой, естественной позе, словно отдыхающим под липами Летнего сада. Крылов представлен в окружении образов, созданных его творческой фантазией: в горельефную композицию пьедестала включены сюжеты и персонажи его басен. Эскиз пьедестала выполнил по поручению и под наблюдением Клодта известный мастер графики того времени А. А. Агин.
Одновременно с работой над памятником Крылову скульптор трудился над другим крупным монументальным произведением - памятником князю Владимиру для Киева. Клодт выполнил колоссальную статую князя,взяв за основу маленькую эскизную модель покойного к тому времени В. И. Демут-Малиновского, внеся в нее композиционные и структурные изменения. Задрапированный длинным ниспадающим плащом, Владимир представлен держащим крест - символ Крещения Руси; лицо князя исполнено вдохновения.
Последней крупной работой Клодта в сфере монументальной скульптуры была конная статуя Николая I для памятника, спроектированного в 1856-59 гг. архитектором А. А. Монферраном. Кроме Клодта в работе над памятником участвовали скульпторы Н. А. Рамазанов и Р. К. Залеман, которыми созданы барельефы и аллегорические фигуры пьедестала. Торжественный и импозантный памятник стал объединяющим центром разностильного и эклектичного ансамбля огромной площади между Мариинским дворцом и Исаакиевским собором в Петербурге. Император изображен на скачущем коне. В позе всадника - парадность, а в движении коня - грациозность и стремительность. Благодаря точному математическому расчету скульптор смог при отливке конной статуи укрепить ее на двух точках опоры (задние ноги коня) без какой-либо искусственной подпорки. Решение этой технически сложной задачи впервые в истории монументальной скульптуры удалось Клодту, хотя его искали многие ваятели прошлого.
Современники Клодта высоко ценили его пластику малых форм - небольшие статуэтки, изображающие животных, особенно любимых скульптором лошадей. Он умел передать индивидуальный характер каждого животного; это настоящие портреты, выполненные проникновенно, с чутким вниманием и неподдельным уважением: "Лошадь на водопое" (б. г.), "Кобыла с жеребенком" (1854-55), "Конь, скачущий галопом", "Жеребенок" (обе б. г.) и др. Благодаря новому отношению к образам животных Клодту удалось придать совершенно иной качественный уровень анималистическому жанру в русской скульптуре, поднять его значение, вывести на путь самостоятельного развития. "Он сильнее всех... - писал современник, - указал на природу; он поднял ее из того унижения, в котором находилась она перед признанными образцами. Этой деятельностью была начата та дорога от природы, по которой <...> идут теперь наши реалисты".
Кобыла с жеребенком. 1854-55. Чугун
Покрытый попоной конь, вставший на дыбы. 1850-е. Бронза
Укрощение коня. Первая скульптурная группа на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. 1846-50. Бронза
Памятник И. А. Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга. 1848-55. Бронза
|