Особенность дарования М. К. Клодта - одержимость, истовость в утверждении красоты русской природы. Метод - правда, доскональное знание. Отсюда невероятная тщательность в исполнении, отчего некоторые его работы производят почти стереоскопический эффект ("Крестьянка у сломанной телеги со льном", 1873). Однако во многих случаях "щепетильная мелочность, слишком рабское подражание натуре" (В. В. Стасов) приводили Клодта к натурализму ("Коровы", 1870). Лучшие свои произведения он написал в 1860-70-х гг. Поиски его шли параллельно поискам И. И. Шишкина, и, надо отдать должное Клодту, например, мотив и общее решение знаменитых шишкинских "Лесных далей" (1884) Клодт нашел раньше в своей картине "Лесная даль в полдень" (1878).
Клодт происходил из художественно одаренной семьи: отец его занимался гравюрой на дереве, дядя был знаменитым скульптором, двоюродный брат - передвижником-жанристом. Мальчиком Клодт обучался рисунку в Горном кадетском корпусе у И. Ф. Хрупкого. В 1850-х гг. учился в АХ, у профессора ландшафтной живописи М. Н. Воробьева. Окончил учение с большой золотой медалью и отправился пенсионером за границу на три года. Однако уже через год просит разрешения вернуться: чужая природа не вдохновляет молодого художника, да и французская и швейцарская школы отнюдь не показались ему образцом для подражания - слишком "неопрятная, неоконченная" живопись. И АХ разрешила ему вернуться, отправила в путешествие по России и даже продлила срок пенсионерства.
В 1863 г. Клодта прославила картина "Большая дорога осенью". Современники увидели здесь давно ожидаемый типический, неброский российский пейзаж. Небо и равнина. Небо низко нависло над землей тяжелыми дождевыми облаками, земля - сплошная унылая черная хлябь, в которой застряла крестьянская телега без всякой надежды выбраться.
Позже большую известность приобрела картина Клодта "На пашне" (1872). Опять небо и земля, но в знойный летний полдень. Крестьянка на минуту оторвалась от пахоты, чтобы взглянуть на бричку, мчащуюся в клубах пыли по дороге. Прежняя унылость сменяется ощущением красоты и эпической мощи жизни и человеческого труда на земле. Колорит становится ярким и радостным. Художник сделал несколько вариантов и повторений этой композиции.
Клодт был одним из учредителей ТПХВ. Правда, передвижники на него косились из-за резкости в оценках произведений более молодых членов и из-за профессорства в АХ (1871-86). Из ТПХВ Клодт вышел, раскритиковав картины А. И. Куинджи. Академия тоже довольно рано отправила его в отставку. Ничего значительного после 1870-х гг. он не создал. Полуслепой и в бедности, барон Клодт фон Юргенсбург скончался в начале нового столетия.
На пашне. 1872. Масло
Большая дорога осенью. 1863. Масло
Сосновый лес. Б. г. Масло
|