В. В. Кандинский родился в московской купеческой семье. В 1871 г. вместе с родителями переехал в Одессу. Там, посещая классическую гимназию, занимался одновременно с приглашенным учителем рисования. "Помню, что рисование и несколько позже живопись вырывали меня из условий действительности", - писал он впоследствии. В 1885 г. Кандинский поступил на юридический факультет Московского университета, успешно закончил его и даже в 1895-96 гг. работал над диссертацией. Однако вскоре он принял важнейшее для своего будущего решение - стать художником. Оглядываясь назад, Кандинский находил, что два события этого периода перевернули его жизнь: встреча с картиной "Стог сена" К. Моне на французской импрессионистической выставке, открывшейся тогда в Москве, и впечатление от оперы Р. Вагнера "Лоэнгрин" в Большом театре.
В 1896 г. Кандинский уезжает в Мюнхен, где особенной популярностью пользовалась художественная школа А. Ашбе. Именно здесь Кандинский получил прочные навыки в построении композиции, в работе с линией и формой. Помимо занятий в школе, он прослушал курс анатомии, ежедневно писал натурные этюды.
В 1900 г. Кандинский поступил в Мюнхенскую академию художеств, в класс Ф. Штука, "первого немецкого рисовальщика".
Активная творческая деятельность, организующее начало всегда делали Кандинского центром притяжения всего интеллектуального, неспокойного, ищущего, что было в мире искусства того времени. Так, уже в 1901 г. он основал в Мюнхене художественное объединение "Фаланга" и организовал за четыре года 12 выставок состоящих в нем живописцев. В 1909 г. возглавил созданное в том же Мюнхене Новое художественное общество, кредо которого выразил так: "Каждый из участников не только знает как сказать, но знает и что сказать".
В начале 1900-х гг. Кандинский много путешествовал - побывал в Голландии, Швейцарии, Италии, Франции, приезжал и в Россию, - но постоянно жил в селении Мур-нау, в Баварских Альпах. Работы этих лет, в основном пейзажи, построены на цветовых диссонансах; игра цветовых пятен и линий постепенно вытесняет образы реальной действительности ("Ахтырка. Осень. Этюд", 1901; "Шлюз", 1901; "Старый город", 1902; "Синий всадник", 1903; "Берег залива в Голландии", 1904; "Мурнау. Двор замка", 1908). В эти же годы он обратился к русской сказочной, былинной старине, создав завораживающие образы ("Русский всадник", 1902; "Русская красавица в пейзаже", 1904), превратив в зримое таинственные предания о славянских деревянных городах ("Русская деревня на реке с ладьями", ок. 1902;"К городу",ок.1903).
В 1910-11 гг. в Мурнау художник создал первые живописные "импровизации" и "композиции". В 1911 г. написал книгу "О духовном в искусстве", перевернувшую устоявшееся представление об искусстве вообще; эта книга стала первым теоретическим обоснованием абстракционизма. Придя к мысли, что "цели (а потому и средства) природы и искусства существенно, органически и мирозаконно различны - и одинаково велики... и одинаково сильны", художник провозгласил творческий процесс "самовыражением и саморазвитием духа".
В том же 1911 г. Кандинский организовал объединение "Синий всадник", получившее название по одноименному иллюстрированному альманаху, задуманному и созданному совместно с художником Ф. Марком. Цель объединения, по мысли его создателей, - "разрушить преграды между различными видами искусств", собрать и пропагандировать новые идеи в живописи, театре и музыке. Тесно сотрудничая с берлинским объединением "Штурм" с 1912 г., Кандинский опубликовал в его издательстве ряд произведений, в том числе теоретический труд "Живопись как чистое искусство". Редакция газеты "Штурм" устроила в Берлине его первую персональную выставку, на которой были представлены 64 работы 1902- 12 гг., и подготовила каталог с биографией художника.
Кандинский активно участвовал и в художественной жизни России. Поддерживая связь с Д. Д. Бурлюком, Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионовым, К. С. Малевичем и др., помогал устраивать и участвовал в международных авангардистских выставках: "Бубновый валет" (Москва, 1910, 1912), "Современная живопись" (Екатеринодар, 1912), "1915-й год" (Москва, 1915), "Салон Издебского" (Одесса, Москва, 1910-е) и пр.
В 1915 г. Кандинский вернулся на родину и поселился в Москве, ощущая необходимость набраться новых московских впечатлений, "дышать Москвой", обретая "почву под ногами". Там же встретил 1917 г., "увидел революцию из своих собственных окон". После октябрьских событий он занимался музейной и преподавательской деятельностью, входил в коллегию Отдела ИЗО Нар-компроса (1918), стал одним из организаторов Музея живописной культуры в Петрограде (1919) и Инхука в Москве (1920), возглавлял Всероссийскую закупочную комиссию, существующую при Музейном бюро (1919-21).
В 1921 г. Кандинский был делегирован в Германию как представитель Академии художественных наук "для установления связи и постоянных сношений с учреждениями и лицами художественного значения". С 1922 г. приглашен на преподавательскую работу в Баухауз (высшая школа строительства и художественного конструирования в Германии). Годы работы в Баухаузе насыщены теоретическими поисками, экспериментами как в живописи, так и в области создания "синтетического" искусства, которые были реализованы в постановке фортепианной сюиты М. П. Мусоргского "Картинки с выставки" (1928).
В 1920-30-х гг. имя Кандинского становится всемирно известным. Его провозглашают теоретиком нового, абстрактного искусства. Выставки художника проходят почти ежегодно в Европе и Америке, теоретическая работа "Точка и линия на плоскости", опубликованная в 1926 г. в Мюнхене, переведена и издана на многих языках мира.
После закрытия фашистами Баухауза в 1933 г. Кандинский переезжает во Францию и поселяется в местечке Нёйи-сюр-Сен, недалеко от Парижа. Здесь он думал найти временное убежище, но обрел постоянный дом, который оказался для него и последним.
Живя обособленно и от французского художественного круга, и от русской эмиграции, Кандинский между тем не оставался в стороне от интернациональной творческой жизни, его мастерскую посещали многие художники и критики, приезжавшие в Париж. В 1936 г. он участвовал в выставках "Абстрактное и конкретное" (Лондон), "Кубизм и абстрактное искусство" (Нью-Йорк). После выставки "Дегенеративное искусство", устроенной фашистами в Германии как показательное судилище над авангардизмом, многие работы художника были уничтожены.
Поздние работы (а за одиннадцать лет, проведенных во Франции, художник создал 144 картины, 250 акварелей и гуашей) отличаются строгими формами и более механистичными композициями. Произведениями открывателя абстрактного искусства гордятся лучшие музеи мира.
Синий гребень. 1917. Масло
Синий мир. 1934. Масло, песок
Композиция № 7. 1913. Масло
Наклон. 1931. Масло, темпера
Амазонка в горах. 1917-18. Стекло, фольга, бронза, масло
|