ИСТОМИН

ИСТОМИН
Константин Николаевич  



1886 (1887), Курск - 1942, Самарканд



         Уютная комната с большим квадратным окном в темно-зеленой стене, за ним - розово-жемчужный (по контрасту с глубоким, сильным цветом внутри) зимний город. Против света - изящные силуэты двух девушек в черном, занятых чтением. Это "Вузовки" (1933), лучшая и наиболее известная картина К. Н. Истомина. На первый взгляд - бытовой жанр, картина на "домашнюю" тему. Но смысл довольно большого, широко и смело написанного холста явно не в подробностях рассказа, не в характерах девушек (о них мы ничего конкретного не узнаем), не в их занятиях. Он в чем-то ином, менее определенном, но более общем... В самом деле, почему эта обыденная по сюжету картина кажется вдруг раскрытым окном в другое, давно ушедшее время, словно бы погружает зрителя в духовную атмосферу 1930-х гг.? Дело, видимо, в самом строе живописи Истомина, в ее точных, но мягких силуэтах, в ее цветовых контрастах.

         Живописи он учился в Германии, в Мюнхене, у известного венгерского живописца и педагога Ш. Холлоши (1906-09). Потом в Москве, вместе со своим мюнхенским соучеником В. А. Фаворским, осваивал историю искусств в университете (1909-13). Холлоши учил насыщенной, внутренне сложной простоте, цельности живописного восприятия мира. Эта школа очень многое дала Истомину. С начала 1920-х гг. и до конца жизни он тоже преподавал живопись в художественных вузах - во Вхутемасе - Вхутеине (1921-30), в Московском полиграфическом институте (1930-39), МГХИ (1937-42).

         Истомин умер в эвакуации, далеко от дома, и работ его сохранилось не много. В основном это строгие и точные этюды с натуры, пейзажные или изображающие женскую модель в интерьере: "В комнате у окна" (1928), "Читающая женщина", "Портрет Лидии" (обе 1931). Эта живопись не повествовательна: цвет и свет, передающие непосредственную остроту восприятия жизни, - вот главные "герои" и основные "события" холстов и акварелей Истомина.


ИСТОМИН
Вузовки. 1933. Масло


ИСТОМИН
В мастерской. 1929. Масло