Имя выдающегося скульптора XVIII в. Ф. Г. Гордеева наряду с именем Ф. И. Шубина стоит в самом начале списка воспитанников только что созданной в Петербурге АХ. Как и Шубин, Гордеев принадлежал к старшему поколению питомцев этого учебного заведения, куда он был принят в 1759 г. и где учился в скульптурном классе у Н.-Ф. Жилле. Вместе с Шубиным он окончил академический курс в 1767 г. и как пенсионер АХ был командирован сначала в Париж, затем в Рим.
В Париже, стажируясь у Ж.-Б. Лемуана - признанного мастера скульптуры стиля рококо, Гордеев воспринял основные идеи и ведущие стилистические тенденции эпохи; в частности, проявлял живой интерес к скульптуре стиля барокко. Уже тогда, под воздействием пластики барокко с ее бурной страстностью, напряженной динамикой, композиционными контрастами, начал складываться его собственный творческий метод. В Париже Гордеев выполняет одно из первых и наиболее ярких своих произведений - скульптурную группу "Прометей" (1769), в которой черты стиля барокко проявились в полной мере. В античном мифе о Прометее, похитившем с неба огонь и научившем людей различным ремеслам и искусствам, художник выбирает сюжет о наказании Прометея богами: прикованного к скале, его терзает орел. Тема самоотверженного подвига во имя людей, жертвенного страдания за их свободу и счастье раскрывается в этом произведении с большой пластической силой. В обнаженном теле героя, запрокинутом и терзаемом, но полном напряженного порыва и яростного сопротивления, в смелом и динамичном композиционном решении группы проявилось серьезное изучение молодым скульптором живой натуры и одновременно его интерес как к современной ему скульптуре Европы, так и к скульптуре античности. Полный драматизма и напряженной экспрессии образ Прометея явился первым в ряду последующих аналогичных образов русской пластики XVIII в.
По возвращении в 1772 г. в Петербург Гордеев работает в АХ: сначала он помогает своему учителю Жилле, а с 1777 г. становится самостоятельным руководителем скульптурного класса, затем первым русским профессором скульптуры. За долгие годы педагогической работы Гордеев воспитал целую плеяду отечественных ваятелей (среди них И. П. Прокофьев, П. П. Соколов и др.). С 1802 г. и до конца своих дней он был ректором АХ.
Как скульптор Гордеев наиболее ярко проявил себя в области мемориальной пластики. В рельефном надгробии Н. М. Голицыной (1780) страстность и бурная динамика образов ранних произведений сменяется более сдержанным, элегичным решением; здесь проявляются черты классицизма с его идеалом "благородной простоты и спокойного величия" (И. И. Винкельман), которые найдут свое дальнейшее развитие в надгробиях А. М. Голицына (1788) и Д. М. Голицына (1799), а также в рельефах для фасадов и интерьеров Останкинского дворца в Москве (1794-98) и для фасадов Казанского собора в Петербурге (1804-07).
Более тридцати лет Гордеев руководил работой по отливке памятников и статуй для Петербурга, его окрестностей и других городов России. Под его наблюдением, в частности, были отлиты и установлены памятники Петру I Э.-М. Фальконе и А. В. Суворову М. И. Козловского в Петербурге. Он выполнил большое количество восковых моделей античных статуй, по которым были сделаны бронзовые отливки для украшения парков пригородов Петербурга. Вместе с литейщиками В. Екимовым и В. Можаловым он создал колоссальные статуи Геракла и Флоры для Царского Села, статуи Аполлона и детей Ниобы, находящиеся ныне в Павловском парке. Под его руководством осуществлялась отливка бронзовых статуй для фонтанов Петергофа и другие работы.
Щит с фигурами Слав. Барельеф пьедестала памятнику А. В. Суворову в Санкт-Петербурге. 1799-1801. Бронза, гранит
Прометей. 1769. Отлив XIX в. Свинец, гальванопластика
|