Сын писателя, будущий скульптор И. Я. Гинцбург еще в детстве, живя в Вильно, увлекся вырезанием из точильного камня различных предметов и фигурок. Первые работы мальчика увидел и по достоинству оценил М. М. Антокольский, приехавший в Вильно в 1870 г. С тех пор началась учеба Гинцбурга у известного скульптора, переросшая затем в творческое сотрудничество и дружбу, которая продолжалась до смерти Антокольского в 1902 г. В мастерской учителя в Петербурге и под его руководством Гинцбургом были исполнены орнаменты на троне статуи "Иван Грозный" Антокольского. Позднее Гинцбург выполнил бюст К. К. Гроота для памятника последнему по проекту Антокольского и ряд других работ. Облик учителя и друга был запечатлен уже зрелым скульптором в портретных статуэтках (например, "М. М. Антокольский у станка", 1897) и в бронзовом бюсте (1907). Гинцбург же стал автором надгробия Антокольскому (1909). Под значительным влиянием Антокольского сложился и творческий метод Гинцбурга, отличающийся точностью наблюдений, тщательностью трактовки деталей.
В 1878 г. Гинцбург принят на скульптурное отделение Петербургской АХ. В 1886 г. за программную работу - барельеф "Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима" - он получил большую золотую медаль и звание классного художника 1-й степени.
Работал скульптор в основном в пластике малых форм. Им выполнены многочисленные жанровые статуэтки на сюжеты из жизни детей: "Мальчик, собирающийся купаться" (1886), "Молодой музыкант" (1890), "На качелях" (1901) и др.
Специфической формой малой пластики стал разработанный Гинцбургом особый вид портретных статуэток, изображающих деятелей культуры и искусства и передающих их образы в состоянии повседневной творческой деятельности. Таковы гипсовые и бронзовые статуэтки художников И. И. Шишкина, В. В. Верещагина (обе 1892), И. Е. Репина (1897), В. И. Сурикова (1914), писателей Л. Н. Толстого (1891), М. Горького (1894), композитора и пианиста А. Г. Рубинштейна (1898) и др. Вообще, область портрета стала едва ли не основной в творчестве скульптора. Кроме портретных статуэток, Гинцбург выполняет многочисленные бюсты представителей художественной интеллигенции - И. Н. Крамского (1886, гипс; 1887, бронза), Д. В. Григоровича (1884), В. С. Соловьева (1900) и др.
Другой значительной сферой деятельности скульптора, принесшей ему известность, было создание художественных надгробий. В 1900-10 гг. им создан ряд надгробных памятников (например, В. В. Стасову, 1908).
Работал Гинцбург и в области монументальной скульптуры. Ему принадлежат памятники деятелям науки и культуры, в которых проявился неизменный интерес скульптора к портрету. Наиболее значительны из них памятник Н. В. Гоголю в Сорочин-цах (1911), И. К. Айвазовскому в Феодосии (1915). В советское время Гинцбург участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды, выполнив известные портретные памятники Г. В. Плеханову (1921- 25) и Д. И. Менделееву (1930-32) в Ленинграде, а также ряд скульптурных групп, посвященных революции (1926).
Занимался Гинцбург и преподавательской деятельностью: в 1918 г. был избран на должность профессора - руководителя скульптурной мастерской петроградских ГСХМ; в 1921-23 гг. был деканом скульптурного факультета Вхутемаса.
Портрет композитора и пианиста А. Г. Рубинштейна. 1898. Гипс
Носильщик, несущий на одном плече тяжесть убитого зверя. 1885. Гипс
Портрет скульптора М. М. Антокольского. 1907. Бронза
Художник В. В. Верещагин. 1892. Бронза
|