"Поразительной силой чувства, столь типичной для настоящего русского", были восхищены американские зрители в 1910 г., когда впервые увидели портреты, созданные Н. И. Фешиным.
Его отец, резчик иконостасов, стал рано привлекать мальчика к своим работам. В четырнадцать лет Фешин поступил в Казанскую художественную школу, а в 1901 г. по ее рекомендации был принят в Высшее художественное училище при АХ, где вскоре перешел в мастерскую И. Е. Репина. Восприняв от учителя его позднюю манеру широкого свободного мазка, основанную на подлинном владении рисунком, Фешин обнаружил самобытный дар колориста, сознательно ограничившего краски своей палитры.
Последние академические годы отмечены признанием фешинского таланта: "Портрет неизвестной" (1908) был приобретен музеем АХ и в следующем году удостоен золотой медали на международной выставке в Мюнхене; конкурсная программа "Капустница" (1909) принесла ему звание художника и право на пенсионерскую поездку, которую Фешин ограничил несколькими летними месяцами 1910 г.; к осени он вернулся к преподавательской работе в Казанской художественной школе. Начиная с 1909 г. Фешин - постоянный участник международных выставок в Европе и США (Питтсбург); в 1916 г. он стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи. В эти годы им были созданы наиболее значительные произведения: "Портрет Вари Адоратской" (1914)-один из лучших детских образов в искусстве рубежа веков, "Портрет Н. М. Сапожниковой" (1916), "Портрет отца" (1918). После революции Фешин завершил начатую еще в 1912 г. мрачную по сюжету и колористической выразительности картину "Бойня" (1919).
Эмигрировав в 1923 г. в США, художник много работал над заказными портретами, исполняя их в своей блистательной технике. Здесь же в своеобразной манере, напоминающей графику Г. Гольбейна, создал обширную серию рисунков местного этноса.
Капустница. 1909. Масло
Портрет В. С. Богатырева. 1916. Масло
|