Первые навыки в искусстве будущий скульптор получил в иконописных мастерских Алатыря и Казани, затем учился в МУЖВЗ (1902-06), у С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого.
В 1906-14 гг. жил и работал в Италии и во Франции, где испытал заметное влияние О. Родена. В 1909 г. на Всемирной выставке в Венеции экспонировалась скульптура С. Д. Эрьзи "Последняя ночь осужденного перед казнью", которая не сохранилась, как и все его работы итальянского периода.
В 1914 г. Эрьзя возвратился в Россию и вскоре был призван в армию - шла Первая мировая война. В 1918 г. он жил на Урале, где создал первые дошедшие до настоящего времени портреты в мраморе. В них определился неповторимый облик женской натуры, который будет так или иначе проявляться в дальнейших образах Эрьзи. Это характерный национальный тип широкоскулой девушки-мордовки с нежным мечтательным лицом, изображенной то с задумчиво опущенной головой, то с откинутой назад, словно в стремительном вихре танца.
Эрьзя относится к числу тех немногих скульпторов, которые работают без эскизов. Уже ранние его произведения были созданы методом прямой вырубки в мраморе; мягкая, певучая моделировка камня свидетельствовала о высоком профессионализме скульптора.
В 1920-26 гг. Эрьзя жил в Новороссийске, Батуми, Баку и создал портреты Маркса, Энгельса, Ленина, Шота Руставели, Ильи Чавчавадзе для оформления дворцов культуры. Черты монументализма, присущие таланту Эрьзи, наиболее полно проявились в монолитных героизированных портретах рабочих-нефтяников Баку (1925-26). Эти произведения не были похожи на обычные официальные работы. Своей искренностью и доверительностью поэтических интонаций они близки лаконичным, непосредственным по мироощущению произведениям народного примитива.
В 1926 г. Эрьзя экспонировал свои работы на выставке современной скульптуры в Москве и в этом же году выехал с выставкой во Францию, а затем в Буэнос-Айрес. В 1927- 50 гг. скульптор жил и работал в Аргентине. В этот период окончательно сформировался неповторимый образный язык мастера. Без предварительных эскизов он энергично и свободно резал свои произведения только в квебрахо и альтарробо - твердых, трудных для обработки породах дерева, отличающихся редким богатством художественных возможностей. Эрьзя, улавливая живое движение формы дерева, подчинял ему свою композицию. Фантазия художника сливалась с естественной красотой природного материала, его фактуры. Произведения принимали причудливые, порой сказочные очертания ("Волна", 1938; "Молодость", 1940, и др.).
Космичностью мироощущения работы Эрьзи отдаленно напоминают произведения стиля модерн. Некоторые его образы поражают динамизмом, мощью пластического звучания: "Бетховен" (1929), "Л. Н. Толстой" (1930), "Моисей" (1932). В них сказалась влюбленность автора в "Великого Микеланджело".
В 1951 г. скульптор вернулся на родину и привез в Москву все свои любимые работы. Несмотря на почтенный возраст, он продолжал творить, сохраняя стилистику прежних лет ("Портрет студентки", 1954).
Испанка. 1942. Дерево
Ева.1919. Мрамор
Норвежская женщина. 1914. Гипс
|