ЭРЬЗЯ

ЭРЬЗЯ
(Нефёдов) Степан Дмитриевич  



1876, д. Баево, Симбирская губ. 1959, Москва



         Первые навыки в искусстве будущий скульптор получил в иконописных мастерских Алатыря и Казани, затем учился в МУЖВЗ (1902-06), у С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого.

         В 1906-14 гг. жил и работал в Италии и во Франции, где испытал заметное влияние О. Родена. В 1909 г. на Всемирной выставке в Венеции экспонировалась скульптура С. Д. Эрьзи "Последняя ночь осужденного перед казнью", которая не сохранилась, как и все его работы итальянского периода.

         В 1914 г. Эрьзя возвратился в Россию и вскоре был призван в армию - шла Первая мировая война. В 1918 г. он жил на Урале, где создал первые дошедшие до настоящего времени портреты в мраморе. В них определился неповторимый облик женской натуры, который будет так или иначе проявляться в дальнейших образах Эрьзи. Это характерный национальный тип широкоскулой девушки-мордовки с нежным мечтательным лицом, изображенной то с задумчиво опущенной головой, то с откинутой назад, словно в стремительном вихре танца.

         Эрьзя относится к числу тех немногих скульпторов, которые работают без эскизов. Уже ранние его произведения были созданы методом прямой вырубки в мраморе; мягкая, певучая моделировка камня свидетельствовала о высоком профессионализме скульптора.

         В 1920-26 гг. Эрьзя жил в Новороссийске, Батуми, Баку и создал портреты Маркса, Энгельса, Ленина, Шота Руставели, Ильи Чавчавадзе для оформления дворцов культуры. Черты монументализма, присущие таланту Эрьзи, наиболее полно проявились в монолитных героизированных портретах рабочих-нефтяников Баку (1925-26). Эти произведения не были похожи на обычные официальные работы. Своей искренностью и доверительностью поэтических интонаций они близки лаконичным, непосредственным по мироощущению произведениям народного примитива.

         В 1926 г. Эрьзя экспонировал свои работы на выставке современной скульптуры в Москве и в этом же году выехал с выставкой во Францию, а затем в Буэнос-Айрес. В 1927- 50 гг. скульптор жил и работал в Аргентине. В этот период окончательно сформировался неповторимый образный язык мастера. Без предварительных эскизов он энергично и свободно резал свои произведения только в квебрахо и альтарробо - твердых, трудных для обработки породах дерева, отличающихся редким богатством художественных возможностей. Эрьзя, улавливая живое движение формы дерева, подчинял ему свою композицию. Фантазия художника сливалась с естественной красотой природного материала, его фактуры. Произведения принимали причудливые, порой сказочные очертания ("Волна", 1938; "Молодость", 1940, и др.).

         Космичностью мироощущения работы Эрьзи отдаленно напоминают произведения стиля модерн. Некоторые его образы поражают динамизмом, мощью пластического звучания: "Бетховен" (1929), "Л. Н. Толстой" (1930), "Моисей" (1932). В них сказалась влюбленность автора в "Великого Микеланджело".

         В 1951 г. скульптор вернулся на родину и привез в Москву все свои любимые работы. Несмотря на почтенный возраст, он продолжал творить, сохраняя стилистику прежних лет ("Портрет студентки", 1954).


ЭРЬЗЯ
Испанка. 1942. Дерево


ЭРЬЗЯ
Ева.1919. Мрамор


ЭРЬЗЯ
Норвежская женщина. 1914. Гипс