Художественное образование В. М. Ермолаева получила, занимаясь в частной школе-мастерской М. Д. Бернштейна в Петербурге (начало 1910-х гг.). Сблизившись с художниками-новаторами, объединившимися в "Союзе молодежи", особенно с К. С. Малевичем, оказавшим на нее сильное воздействие, она стала одним из активных деятелей русского авангарда. В 1919 г. Ермолаева переехала в Витебск, где возглавила Народную художественную школу, вскоре преобразованную в Художественно-практический институт. Вместе с Малевичем и его учениками, также оказавшимися в Витебске, она участвовала в организации Уновиса ("Утвердители нового искусства"), ставившего целью развивать и пропагандировать принципы супрематизма. В 1922 г. вернулась в Петроград и продолжила исследования, начатые Уновисом, в Гинхуке, где руководила лабораторией цвета (1924-26).
Живописное творчество Ермолаевой до сих пор почти не изучено. Она начинала как верная последовательница Малевича, но во второй половине 1920-х гг. стала вырабатывать свой способ передачи предметной формы. Значительную роль в этом сыграла поездка летом 1928 г. на берег Белого моря, от куда она привезла серию пейзажей, отличавшихся живописной экспрессией и повышенной силой цвета. В начале 1930-х гг. Ермолаева работала над серией "Деревня", добиваясь в ней монументальной укрупненности изображаемого, а в 1934 г. написала ряд полуэкспериментальных натюрмортов, в которых, отказываясь от цвета, успешно оперировала живописно-пластической трактовкой предметов.
Гораздо лучше известна деятельность Ермолаевой как иллюстратора детских книг. Еще в 1918 г. она вместе с группой художников организовала в Петрограде книгоиздательскую артель "Сегодня", которая выпускала крохотными тиражами детские книжки, украшенные гравюрами на линолеуме, и сама исполнила иллюстрации к трем из них: "Мышата" и "Петух" Н. Венгрова, "Пионеры" У. Уитмена. После возвращения в Петроград Ермолаева сотрудничала с журналами "Новый Робинзон" и "Воробей", потом с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства и быстро вошла в число ведущих художников детской книги. Опираясь на собственный живописный опыт, она создала индивидуальный стиль, в котором важную роль играли сильный цвет и острая, порой гротескная пластика. Она одной из первых иллюстрировала произведения Д. И. Хармса ("Иван Иваныч Самовар", 1929-30), Н. А. Заболоцкого ("Хорошие сапоги", 1928), А. И. Введенского ("Рыбаки", 1929-30; "Подвиг пионера Мочина", 1931) и сама была автором остроумных книжек-картинок - "Горе-кучер" (1928), "Собачки" (1929), "Маски зверей" (1930). На рубеже 1920-х и 1930-х гг. вышла небольшая серия книжек с баснями И. А. Крылова, сопровождавшимися ее экспрессивными черно-белыми рисунками.
В 1933-34 гг. Ермолаева по собственной инициативе иллюстрировала произведения мировой классической литературы - "Рейнеке-Лис" И.-В. Гёте (цветная литография), "Дон-Кихот" М. Сервантеса и "О природе вещей" Лукреция Кара (гуашь). Работа эта осталась неоконченной. В конце 1934 г., в ходе кампании террора, развернутой в связи убийством С. М. Кирова, Ермолаева (после тяжелого заболевания передвигавшаяся только с помощью костылей) была арестована и сослана в Казахстан. Ни точная дата ее смерти, ни место захоронения не известны.
Лукреций указывает на солнце. Б. г. Темпера, графитный карандаш
Рыбак с корзинкой. 1933. Тушь, белила
Баренцево море. Суда в бухте. 1928. Гуашь, темпера
Рыбы. Эскиз обложки к книге А. И. Введенского "Рыбаки". 1929. Гуашь
|