М. А. Чижов был сыном крестьянина-каменотеса и с детства помогал отцу в его ремесле. Серьезное художественное образование получил сначала в МУЖВ (1857-60), затем в Петербургской АХ, куда поступил в 1861 г. и где учился в скульптурном классе у Н. С. Пименова и А. Р. Бока.
Уже в годы ученичества он активно работал; в частности, вместе с другими скульпторами участвовал в создании моделей и выполнении колоссальных горельефов для сооружаемого в Новгороде памятника "Тысячелетие России" по проекту М. О. Микешина. Чуть позднее совместно с А. М. Опекушиным трудился над памятником Екатерине II в Петербурге, также по проекту Микешина. В 1867 г. за рельеф "Воскрешение сына наинской вдовы" Чижов получил большую золотую медаль, звание классного художника и право на пенсионерскую поездку в Италию (1868-73). Уже в Риме, где Чижов провел большую часть своей пенсионерской поездки, определяется жанровая направленность его творчества, особый интерес к изображению жизни народа, крестьянского быта, к характерным типажам. Скульптор работает с самыми разными материалами: из превосходного итальянского мрамора выполнены лирические жанровые группы "У колодца (Первая любовь)" (1870) и "Игра в жмурки" (1872), из гипса - "Гадание на картах" (1871) и "Мать-крестьянка, обучающая свою дочь грамоте" (1873), из бронзы - "Резвушка" (1873).
За работы, выполненные Чижовым в Италии, АХ удостоила его звания академика. Особую известность приобрела скульптурная группа "Крестьянин в беде (На пепелище)" (1872), показанная на выставках в Вене, Петербурге, Париже, где получила золотые медали. Тяжело опустив голову на левую руку, а правой обнимая своего малолетнего сына, сидит на обгорелом пне подавленный горем крестьянин. Его огромная, сильная фигура поникла, в лице читается выражение безысходной печали. По своей социальной направленности произведение близко многим картинам В. Г. Перова, передвижников.
Возвратившись из Италии, скульптор принимает деятельное участие в выставках ТПХВ, преподает в ЦУТР (1879-1910), в 1893 г. становится действительным членом АХ и членом ее Совета. Много работает в жанре портретного бюста (портреты И. К. Айвазовского, 1873; принца П. Г. Ольденбургского, 1876; Александра II, 1881, и др.). Исполненный им в 1881 г. бюст Н. А. Некрасова впоследствии был установлен на надгробном памятнике поэта на Новодевичьем кладбище в Петербурге.
Менее известны и значительны произведения Чижова в области монументальной скульптуры, хотя он активно работал над скульптурным убранством зданий Петербурга, а также над проектами памятников для различных городов России: Николаю I в Киеве (установлен в 1896), "Пушкин-лицеист" для Царского Села (1890-е), адмиралу П. С. Нахимову для Севастополя (1900-е) и др.
Портрет художника И. К. Айвазовского. 1873. Мрамор
Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге. Статуя императрицы. 1862-73. Бронза
Россия. 1897. Гипс окрашенный
Игра в жмурки. 1872. Мрамор
Крестьянин в беде (На пепелище). 1872. Мрамор
|