Начальное художественное образование В. А. Беклемишев получил в Харькове, где он посещал студию художника Е. Е. Шрейдера и учился в Рисовальной школе М. Д. Раевской-Ивановой. В 1878 г. Беклемишев стал вольнослушателем, а через год учеником скульптурного отделения Петербургской АХ. Занимаясь под руководством профессоров А, Р. фон Бока и Н. А. Лаверецкого, юноша успешно поднимался по ступеням профессиональной школы. В 1883-85 гг. он уже имеет три малые и одну большую серебряные медали. В 1886 г. за академическую программу "Каин, мучимый совестью после убийсти.1 брата" Беклемишев был награжден малой золотой медалью, в 1887 г. - за барельеф "Положение во гроб" был удостоен большой золотой медали. По окончании АХ Беклемишев получил звание классного художника 1-й степени и право на заграничное пенсионерство.
В 1888 г., посетив Париж, Беклемишен обосновался в Риме, где работал до 1891 г. Наиболее известным произведением итальянского периода стал выполненный в мраморе бюст "Христианка первых веков" (1891). В то же время появились и портретные работы Беклемишева, одни из которых продолжали традиции салонного академизма учителей - фон Бока и Лаверецкого (два "Мальчика", 1890), другие свидетельствовали о несомненном реалистическом даровании скульптора, его умении серьезно и вдумчиво наблюдать натуру ("Портрет Милютиной (?)", 1891). Эта своеобразная противоречивость творчества в какой-то степени сохранится и в дальнейшем. Не случайно обвиняемая в рутине АХ будет называть Беклемишева в числе ведущих мастеров, а оппозиционно настроенная критика, в свою очередь, не раз отметит достоинства его произведений.
Вернувшись на родину, Беклемишев показал итальянские работы на выставке 1892 г. и был удостоен за них звания академика. Всеобщее внимание привлею-а небольшая бронзовая статуя "Как хороши, как свежи были розы" (1892), сделанная по мотивам стихотворения в прозе И. С. Тургенева. Литературная повествовательность с оттенком сентиментализма была характерной тенденцией в изобразительном искусстве тех лет.
Созданное 'в том же ключе произведение Беклемишева неоднократно повторялось в различных материалах (вариант в мраморе 1896 г.).
В 1894 г., который в истории русской художественной школы был отмечен во многом прогрессивной реформой АХ, Беклемишев становится профессором-руководителем скульптурной мастерской Высшего художественного училища при АХ. Вместе с И. Е. Репиным, В. Е. Маковским, А. И. Куинджи он входит в Совет профессоров, актин-ная педагогическая деятельность в течение всех последующих лет является важной частью его жизни. С искренней теплотой вспоминали Беклемишева даже самые строптивые ученики, отрицавшие, в поисках собственного пути, косность академических доктрин. По словам С. Т. Конёнкова, "добропорядочный, аккуратный, вежливый" Беклемишев "был воплощением старой Академии", однако "интересы искусства он.ставил выше личных отношений". "Я не могу забыть, - пишет Конёнков, - как внимательно и чутко относился Беклемишев к моему творчеству, когда я вышел из стен Академии. Он посещал все мои московские выставки, а когда в 1916 году я был избран академиком, Беклемишев приехал из Петрограда в Москву, чтобы лично горячо и искренно меня поздравить". Немало примечательного сообщала в своих письмах родным А. С. Голубкина, пришедшая в Высшее художественное училище в 1894 г. Для нее Беклемишев не только "замечательно добрый и хороший человек", но и "очень крупный художник". И хотя ее "душа протестует" против мистицизма знаменитой в свое время статуи Беклемишева "Святая Варвара-вели-комученица" (1894), Голубкина замечает: "Только в одном я с ним согласна, что он вводит в скульптуру психологию. А раньше этого почти не видать было. Уж тут я смотрела, смотрела, слушала, слушала, удивлялась без конца..." Преподавание не препятствовало плодотворной творческой деятельности скульптора в области станковой, мемориальной и монументальной пластики. В 1900 г. он получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. В музеях Москвы, Петербурга и других городов России хранится немало произведений Беклемишева. В числе лучших прежде всего следует назвать жанровую композицию "Деревенская любовь" (1896), которую одобрительно приветствовал В. В. Стасов и сразу же приобрел для своей галереи П. М. Третьяков. В большом ряду скульптурных портретов, созданных Беклемишевым, бюсты видных деятелей русской науки и культуры - физика Н. Н. Бекетова (1894), художников А. А. Риццони (1902) и В. Е. Маковского (1906), музыкантов М. Н. Беляева (1903), В. И. Софонова(1910)и др. Среди многочисленных портретных статуэток, мастерски выполненных с натуры, особой пластической выразительностью отличается изображение сидящего в кресле актера В. Н. Давыдова (1916).
Беклемишев довольно часто представлял свои проекты в конкурсах на монументальные произведения. Из них были осуществлены памятники А. С. Грибоедову для русского посольства в Тегеране (1904), Ермаку в Новочеркасске (1904), С. П. Боткину в Петербурге (1908). В 1897 г. в Петербургской консерватории была установлена большая мраморная статуя П. И. Чайковского, высекавшаяся в Италии по модели Беклс-мп-шева. Бронзовый отлив другой значительной работы мастера - мраморного бюста А. И. Куинджи (1913) - был поставлен в 1914 г. на надгробии художника в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Портрет артиста В. Н. Давыдова. 1916. Гипс тонированный
Деревенская любовь. 1896. Бронза
Портрет художника А. И. Куинджи. 1913. Мрамор
|