АНТОКОЛЬСКИЙ

АНТОКОЛЬСКИЙ
Марк (Мордух) Матвеевич  



1843, Вильно - 1902, Бад-Хомбург-фор-дер-Хлэ, Германия, похоронен в Петербурге



         М. М. Антокольский учился в Петербургской АХ (1862-68) у Н. С. Пименова и И. И. Рейнерса. На формирование творческого мировоззрения молодого скульптора повлияло знакомство с И. Н. Крамским и В. В. Стасовым. Но с 1871 г. Антокольский из-за болезни был вынужден жить в Италии, позднее в Париже. В России бывал наездами.

         Антокольский - самый крупный представитель демократического направления в станковой скульптуре второй половины XIX в. В его творчестве отразились черты историзма - художественного стиля, для которого характерны приверженность к исторической теме и стремление к скрупулезной точности, суховатой документальности в трактовке формы.

         В образах Антокольского раскрывалась драма конкретных исторических личностей. Мировую славу ему принесла статуя "Иван Грозный" (1871), которая экспонировалась на I выставке ТПХВ. В поисках многопланового раскрытия противоречивой личности всесильного самодержца скульптор смело нарушил строгие каноны уравновешенной классической композиции, привнеся в нее пластическую контрастность форм. За статую "Иван Грозный" Антокольский был удостоен звания академика.

         Галерею исторических образов скульптор продолжил статуей "Петра I" (1872). В Петре он увидел и показал идеального государственного деятеля, дальновидного и решительного преобразователя России, наделенного особой энергией и волей. Позднее на основе этого произведения скульптором были созданы памятники Петру I для Таганрога (открыт в 1903) и Архангельска (открыт в 1914).

         Внутренним драматизмом наполнены работы Антокольского, посвященные великим мыслителям древности. Как жертва за идею трактован скульптором образ греческого философа в статуе "Смерть Сократа" (1877). Отречься от своих убеждений или уйти из жизни, приняв яд? Сократ выбрал второй путь. Запечатлев физическое угасание жизни, Антокольский пытался показать красоту нравственного подвига. Глубокого психологизма достиг скульптор в образе нидерландского ученого Спинозы (1887). Сознание своей правоты и вместе с тем скорбная покорность судьбе читаются в выражении задумчиво-одухотворенного лица, в чуть тронувшей губы улыбке. Широкая, пластически ясная моделировка фигуры, благородство тонко обработанного мрамора усиливают поэтическое звучание образа.

         Возвращаясь к русской истории, Антокольский создает скульптуру "Нестор-летописец" (1890). Облик мудрого старца, первого историка своего народа, исполнен простоты и благородства, отрешенности от мирской суеты. Эпическую тему в творчестве Антокольского продолжили статуи "Ярослав Мудрый" (1890) и "Ермак" (1891).

         Скульптора волновала и общечеловеческая проблема смысла жизни. В 1876 г. он завершил сложную станковую композицию "Христос перед судом народа", а в 1883 г. противопоставил ей своего "Мефистофеля". Известно, что последнюю из этих работ автор хотел назвать "XIX век", тем самым выражая свой протест против всемирного зла.

         К монументальной скульптуре Антокольский обращался редко. Стоит вспомнить созданные им надгробия: профессору Московского технического училища Ф. М. Дмитриеву (Донской монастырь, Москва), по:)-ту С. Я. Надсону (1880, Волкове кладбище, Петербург), Т. Н. Юсуповой (1895, Музей-усадьба "Архангельское" под Москвой), этнографу Н. В. Ханыкову (1878, кладбище Пер-Лашез, Париж) и монумент, посвященный памяти русских солдат, погибших в русско-турецкой войне, установленный в Болгарии (1894-96).

         Антокольский много работал и в жанре реалистического портрета В. В. Стасов, 1873; С. П. Боткин, 1874; С. С. Поляков, 1877, и др. Лучшее произведение его в этом жанре - портрет И. С. Тургенева (1880), выполненный им незадолго до смерти писателя. Начальное, задумчивое, измученное болезнью лицо Тургенева прекрасно своей одухотворенностью. Тонкая моделировка лица, мягкая, кажущаяся чуть небрежной лепка одежды - все объединено пластически и способствует цельности образа.

         В своем творчестве Антокольский не избежал элементов натуралистичности, столь характерных для тех лет, но это не умаляет его значения в развитии русской скульптуры.


АНТОКОЛЬСКИЙ
Нестор-летописец. 1890. Мрамор


АНТОКОЛЬСКИЙ
Портрет А. А. Краевского. 1878. Бронза


АНТОКОЛЬСКИЙ
Иван Грозный. 1871. Бронза


АНТОКОЛЬСКИЙ
Барух (Бенедикт) Спиноза. 1887. Мрамор


АНТОКОЛЬСКИЙ
Еврей-портной. 1864. Горельеф. Дерево