АНДРЕЕВ

АНДРЕЕВ
Николай Андреевич  



1873, Москва — 1932, там же



         Н. А. Андреев остался в истории искусства прежде всего как создатель обширной "Ленинианы", включающей в себя более 200 рисунков и около 100 скульптур. Документальное значение этого материала не заслоняет чисто эстетической его ценности. После смерти Ленина комиссия Совнаркома предложила увековечить память вождя именно Андрееву - "лучшему отечественному скульптору", как сказано в документах. Порукой тому, что выбор был сделан обоснованно, служила высокая профессиональная репутация художника, в основном сложившаяся еще до революции.

         Андреев учился в Москве в СПХУ на отделении оформления тканей (1885-91; там же преподавал в 1892-1918). Продолжил учебу в МУЖВЗ (1892-1901) на живописном и скульптурном отделениях у С. М. Вол-нухина и П. П. Трубецкого, затем в частных студиях Парижа (1901).

         С первых же самостоятельных шагов Андреев обнаружил отчетливое нежелание следовать принципам определенной школы и даже просто нежелание быть узнанным в своей манере и приемах. Его скульптурные портреты (П. Д. Боборыкина, 1904; Л. Н. Толстого, 1905) импрессионистичны; обнаженные фигуры ("вакханки", "сирены", "танцовщицы") выполнены в русле стилистики модерна; более поздние, созданные но плану монументальной пропаганды памятники А. И. Герцену и Н. П. Огареву (1922) тяготеют к кубистическому упрощению. Андреев сознательно утверждает свое всеумение, способность освоить любой язык и стилизовать любую традицию - то древневосточной пластики ("Самсон и Далила", 1914-16), то античной (статуя Свободы, 1919, чей прообраз - Ника Самофракийская), то отечественного примитива (серия "Крестьянки", 1910-16). Он с равным блеском работает в разных материалах - от гранита до поливной керамики - и так же легко меняет масштаб, переходя от миниатюр к монументальным проектам надгробий (К. А. Ясюнинско-му, Н. Л. Тарасову) и памятников (Ф. П. Гаазу, Н. В. Гоголю, 1904-09, - последний, отразивший популярную в начале века концепцию творчества как драмы, стал не только лучшим памятником писателю, но и одной из лучших городских скульптур Москвы).

         В послереволюционные годы в этом многоязычии отчетливо выделяется и начинает преобладать натурный, реалистический компонент, но непременно соединенный с обобщенностью и даже монументальностью композиционно-пластических решений. Персонажи Андреева значительны - будь то скульптурные образы (памятник А. Н. Островскому, 1929; барельеф В. Г. Белинского, 1920) или документально точные, виртуозно исполненные графические портреты (Ф. Э. Дзержинского, 1922; Г. В. Чичерина, 1921-22; А. Я. Таирова, 1922-23). Умение соединить описательность с возвышенной героикой обусловило его удачи в работе над "Ленинианой"; не случайно созданный им графический портрет В. И. Ленина в течение нескольких десятилетий воспроизводился на огромных плакатах и панно во время парадов - содержащаяся в образе мера зна-ковости допускала предельное увеличение масштаба изображения. С натуры Ленина рисовали многие, но лишь для Андреева это превратилось в длительную завороженность единственной моделью; его натурные рисунки и скульптурные этюды послужили основой многолетней работы. Два направления этой работы - конкретно-бытовое и историческое (условно они названы "Ильич" и "Ленин-вождь") - сделались определяющими для всех советских художников последующих поколений, обращавшихся к данной теме. При этом собственно знаменитая статуя "Ленин-вождь" не может в полной мере считаться творением Андреева - работа над нею была прервана смертью художника, и окончательный вариант завершен уже по его эскизам.

АНДРЕЕВ
Портрет писателя П. Д. Боборыкина. 1904. Гипс


АНДРЕЕВ
Портрет И. Е. Репина. 1908. Гипс тонированный


АНДРЕЕВ
Портрет А. М. Горького. 1921. Уголь, сангина


АНДРЕЕВ
В. И. Ленин пишущий. 1920. Бронза